Сход в развал: кто понесет ответственность за аварию поезда в Коми

2 месяцы назад 213

В сходе с рельсов пассажирского поезда в Коми могут быть виноваты как погодный, так и человеческий факторы, полагают эксперты. Инцидент произошел вечером 26 июня, в результате ЧП погибли три человека, в том числе ребенок. Восемь человек до сих пор находятся в больнице, один подросток — в тяжелом состоянии. В ходе проверок специалисты выявили еще как минимум один подмыв железнодорожных путей на участке, где произошла авария. Ответственность за произошедшее должен понести владелец железнодорожной инфраструктуры, а конкретно — структуры, которые отвечали за техническое состояние полотна, полагают юристы. Фигурантам, которые появятся в этом деле, грозит до семи лет лишения свободы.

Спасение завершено

В Коми завершены поисково-спасательные работы на месте схода с рельсов пассажирского поезда, сообщили в пресс-службе МЧС России. Инцидент произошел вечером 26 июня — из-за размыва железнодорожного полотна на перегоне Инта – Угольный опрокинулись девять вагонов поезда Воркута – Новороссийск.

Всего в поезде, по данным губернатора региона Владимира Уйбы, находились 195 пассажиров и 20 работников железной дороги. Погибли трое — двое мужчин и девочка-подросток, ее тело нашли под вагоном только в четверг. Восемь пострадавших госпитализировали. 182 пассажира отправили в пункты назначения по ранее запланированному маршруту.

— Преимущественно у пострадавших — ушибы, ссадины и рваные раны. Всем оказывают необходимую медицинскую помощь. Пациенты размещены в стационаре, — сообщил глава республики Коми Владимир Уйба.

В РЖД сообщили, что среди пострадавших — шесть проводников, они получили травмы разной степени тяжести: ушибы и скелетные травмы. «Несмотря на это, после получения первой помощи они продолжили выполнять свои обязанности и заботиться о пассажирах», — указано в Telegram-канале компании.

Особенно тяжелые травмы получила девочка, которая сейчас находится в больнице в Сыктывкаре. За ее жизнь борются врачи, в дальнейшем ей может понадобиться помощь пластических хирургов.

— Она в тяжелом состоянии, в реанимации, — пояснила «Известиям» знакомая семьи. — Переломов значительных нет, все органы у нее целы. Но у нее сотрясение и очень сильное повреждение мягких тканей — полбедра стесано, оторвано просто.

Мать пострадавшей девочки рассказала подруге, что в момент ЧП ребенок вылетел из окна, отец нашел ее после долгих поисков.

— Она сидела на рельсах в состоянии шока, а потом потеряла сознание, — сказала женщина.

Супруга одного из погибших мужчин узнала об аварии на вокзале, где они должны были встретиться. По словам Натальи Даневич, муж должен быть прибыть на вокзал раньше и дожидаться ее. Однако, приехав на вокзал, женщина не смогла дозвониться до супруга. В какой-то момент к ней подошел охранник и сказал прочитать новости.

— Я поняла, что, возможно, это тот поезд, на котором он ехал, — рассказала Наталья «Известиям». — Искала информацию, но люди сами начали звонить с места аварии. Попросили описать мужа, я сказала, и они подтвердили [что он погиб].

По ее словам, муж ехал с сессии, он учился в Воркуте. Супруги должны были встретиться и отправиться вместе в путешествие в Краснодарский край.

Пассажирка Ирина Щенева рассказала «Известиям» о последних минутах перед аварией. По ее словам, на подъезде к Инте в поезде стал слышен сильный скрежет и грохот, а после отъезда из города состав сильно тряхнуло, и он сошел с рельсов. На то, что с поездом могли возникнуть проблемы, обратил внимание ее муж.

— Его слова помню, как сейчас: «Что-то все гремит подозрительно, мы вообще доедем? Такое ощущение, что поезд сейчас развалится», — рассказала пострадавшая. — Буквально прошли минуты, в Инте мы вышли на станции, покурили, и только от Инты отъехали и все, нас тряхануло и перевернуло. Дочь в тяжелом состоянии.

Супруга одного из пассажиров рассказала, что после крушения люди начали расходиться в разные стороны. Они пошли по железнодорожным путям и в сторону Печоры, и в сторону Инты.

Что привело к трагедии

Сейчас на месте схода продолжаются восстановительные работы. Специалисты обнаружили еще один участок с размывом путей — в 2,5 км от места аварии.

По факту происшествия возбуждено уголовное дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц.

«Известия» направили запросы в РЖД и администрацию Коми с просьбой прокомментировать, поступали ли до ЧП сообщения о подмывах железнодорожного полотна и кто контролирует ситуацию на железнодорожных путях.

В республиканском министерстве экономического развития и промышленности изданию сообщили, что ситуацию на железнодорожных путях контролируют РЖД и Ространснадзор. Информации о жалобах на подмывы железнодорожного полотна ранее в правительство Коми не поступало.

К подмыву грунта и железнодорожного полотна могли привести погодные условия и изменение климата, полагает член экспертного совета при рабочей группе по обеспечению транспортно-логистического и социально-экономического развития Арктической зоны РФ при комиссии Госсовета РФ по направлению «Транспорт» Павел Склянчук.

— Коми находится в районе полярного круга и, соответственно, вся земля, которая там есть, она в зоне вечной мерзлоты, — пояснил он. — И вот происходят процессы, связанные с тем, что из-за глобального потепления у нас вечная мерзлота перестает быть таковой.

Впрочем, к аварии мог также привести и человеческий фактор, полагает Павел Склянчук. Например, халатность, следствием которой могло быть ненадлежащее содержание путей.

По его словам, сейчас важно, как перевозчик организует выплату компенсаций и поддержит пассажиров.

— Это вопросы важные для нашей страны, поскольку они характеризуют системное состояние защиты прав граждан на транспорте, — сказал Павел Склянчук. — Важно посмотреть на то, каким образом будет организована выплата пострадавшим гражданам. При покупке билетов авиа и ж/д сообщения предлагается страховка от несчастных случаев. И в этой конкретной аварии встает вопрос, насколько это будет подпадать под категорию несчастного случая и будут ли страховые выплаты или только компенсации пострадавшим и семьям погибших.

В РЖД сообщили, что родственники погибших получат страховую выплату в размере 2,2 млн руб и дополнительно — по 2 млн от перевозчика. Госпитализированным пострадавшим выплатят по 1 млн рублей, остальным пострадавшим — по 500 тыс. рублей, добавили в компании.

Кто понесет ответственность за аварию

Ответственность за произошедшее должен понести владелец железнодорожной инфраструктуры, считает председатель Общероссийского профсоюза медиаторов Владимир Кузнецов. По его словам, он обязан осуществлять техническое обслуживание путей. Впрочем, ответственность может быть возложена и на подрядчика — если ему были поручены работы по контролю за состоянием железнодорожной насыпи. Во всех этих вопросах должно разобраться следствие и найти конкретных виновных, отмечают юристы.

Партнер ЮК «Соничев, Казусь и партнеры» Антон Соничев добавил, что обвиняемым в этом инциденте грозит до семи лет лишения свободы.

Помимо объявленных компенсаций или в случае их невыплаты пострадавшие и их родственники могут потребовать компенсацию морального вреда в судебном порядке, добавил Владимир Кузнецов. По его словам, другие выплат, в том числе от государства, для таких случаев не предусмотрены.

Справка «Известий»

Аварии, при которых поезд сходит с железнодорожным путей, происходят крайне редка. За последние годы таких случаев, при которых пострадали пассажиры, было всего два.

7 июля 2013 в Краснодарском крае сошел с рельсов поезд Новосибирск—Сочи. Ранения получили 75 человек.

8 августа 2015 в Мордовии сошли с рельсов четыре вагона пассажирского поезда № 233 Екатеринбург—Адлер. За медицинской помощью обратились 12 человек.

Читать полностью на сайте (источник)