Не только отели и гостиницы, но и все остальные объекты размещения туристов будут проходить классификацию. Соответствующие поправки в закон «Об основах туристкой деятельности» Госдума приняла в третьем чтении. Авторы межфракционного документа отметили, что многие другие объекты, например, глэмпинги или модульные дома оставались без регулирования. Это позволяет владельцам устанавливать цены, не соответствующие уровню сервиса, отметили эксперты. О том, как будет работать новая система, — в материале «Известий».
Какие объекты получат звезды
Обязательная система классификации абсолютно всех средств размещения туристов с присваиванием им звезд появится в России. Соответствующий закон в третьем чтении приняла Госдума в четверг, 21 ноября.
Сейчас по закону только гостиницы обязаны иметь категории, соответствующие тому или иному количеству «звезд», указано в пояснительной записке к законопроекту. Однако туристы могут останавливаться, например, в модульных гостиницах или глэмпингах, «которые по факту сегодня остаются вне поля зрения государства как с точки зрения объекта налогообложения, так и качества предоставляемых ими услуг», отметили авторы законопроекта. При этом и гостиницы, и отели не всегда соответствуют заявленным категориям или «звездам», поскольку оценка проводится формально — без фактического выезда на сам объект, отметили законодатели. А системы госконтроля в этой сфере пока нет.
Согласно принятому документу, классифицировать необходимо будет все объекты, где могут останавливаться туристы. Исключение сделают только для мест отдыха и оздоровления детей, а также мест, которые используются религиозными организациями или для сельского туризма.
После вступления закона в силу сведения обо всех объектах, которые прошли классификацию, должны внести в единый реестр. Более того, в него попадут также пляжи и горнолыжные трассы. Учреждения, которых не будет в реестре, не смогут оказывать услуги туристам. Классификацию предлагается проводить в два этапа. Сначала объекты размещения должны будут оценить себя сами. А затем их соответствие требованиям и «звездам» подтвердят эксперты организации, «аккредитованной национальным органом по аккредитации». Для таких организаций также предлагается создать реестр.
Владельца или агрегатора обяжут сообщать потребителям о его номере в реестре. Контроль за соблюдением требований к средствам размещения предлагается возложить на региональные власти. Аналогичные меры контроля будут распространяться на горнолыжные трассы и пляжи.
Принятые изменения помогут защитить права и интересы туристов, полагает председатель комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сангаджи Тарбаев.
— Безусловно, он [законопроект] позволяет систематизировать сферу оказания услуг по размещению, — отметил он на пленарном заседании.
Документ позволит навести порядок в сфере размещения и создать для всех участников рынка прозрачные и равные конкурентные условия, полагает один из его авторов, первый зампред комитета Госдумы по экономической политике Надежда Школкина.
— Мы прежде всего защищаем интересы наших потребителей, наших граждан. И самое главное, что мы повышаем качество предоставляемых услуг, — подчеркнула она.
Дефицит мест размещения остается одним из главных препятствий для качественного отдыха граждан, добавил член комитета по туризму Артем Прокофьев.
— Однако рост этого количества должен и обеспечивать качество. Потребители должны четко понимать, куда они едут отдыхать, какое качество отдыха получат на месте. Ясность для потребителя и честная звездность — это запрос общества. Наши граждане не должны переживать, что ночевка в глэмпинге в лесу закончится для них, как в песне «Лесник» группы «Король и Шут», — подчеркнул он, выступая на пленарном заседании в Госдуме.
Прозрачность и честность важна и для самой индустрии гостеприимства, только так можно обеспечить ее здоровый рост, сказал парламентарий.
Поможет ли классификация качеству
Многие объекты размещения сейчас действительно не соответствуют заявленному уровню, рассказали «Известиям» эксперты. Где-то не соблюдаются требования, где-то хромает сервис, все это оставляет у гостей негативное впечатление, отметил эксперт «Народный фронт. Аналитика», член Центрального штаба НФ Денис Полунчуков.
— Упрощается процедура подачи сведений о средстве размещения в единый реестр с присвоением категории «без звезд», и это важный шаг для легализации кемпингов, глэмпингов, гостевых домов, которых очень много, — подчеркнул он. — Да, они не являются отелями, но они тоже принимают гостей и должны быть занесены в общий реестр.
Система оценки для таких объектов необходима, так как этот тип средств размещения активно развивается, особенно в районах, где популярен экотуризм.
Многие владельцы глэмпингов необоснованно повышали цены на отдых в них, добавил вице-президент Альянса туристических агентств (АТА) Алексан Мкртчян.
— Я знаю один глэмпинг в Сочи, который летом предлагал себя за 20 тысяч рублей в сутки. Это стоимость хорошего пятизвездочного отеля. При этом, глэмпинг, естественно, не обязан на эти деньги предоставлять какой-то определенный сервис, — пояснил он. — А люди должны понимать, откуда берется цена.
Новые правила сертификации, по его мнению, закроют нишу для введения потребителей в заблуждение.
— Особенно этим страдали именно глэмпинги. Многие их владельцы просто ставили там качели, украшали лентами и гирляндами, размещали фото в соцсетях, и повышали цену на них вдвое, — сказал Алексан Мкртчян.
Сложности также есть с гостевыми домами, добавил Денис Полунчуков. До сих пор не существует официального понятия, что же это такое.
— Этим пользуются недобросовестные предприниматели, отстраивая комплексы по типу гостиниц. И чтобы не нести ответственность как классифицированные средства коллективного размещения, просто называют их гостевыми домами, — обратил он внимание.
Наведение порядка в этой нише, по словам эксперта, должно стать следующим этапом. Кроме того, он предложил подумать над тем, как дать возможность туристам легко и быстро самостоятельно проверить средства размещения на легальность, то есть, сверить наличие в реестре.
— Выходом может стать введение обязанности для отельеров размещать, например, QR-код, по которому турист сразу может по ссылке увидеть данные в реестре, — полагает он.
Еще одна проблема, которая требует решения, это легализация сдачи в аренду для краткосрочного проживания апартаментов, добавил Денис Полунчуков. Сейчас, по его словам, немалая доля этого бизнеса находится в «серой зоне».
С 2022 года доля бронирования апартаментов в России выросла с 25% до 38% от общего числа запросов туристов, сообщили «Известиям» эксперты Mantera Group. По их данным, россиян привлекает в апартаментах наличие кухонной и обеденной зоны, а также возможность получить набор сервисных услуг в зависимости от объекта.
При этом 8–11% клиентов рассматривают для себя возможность приобрести апартаменты в курортной зоне, а 70–78% готовы рассмотреть такую возможность при наличии интересного предложения, следует из данных исследования российской консалтинговой компании Strategy Partners. Для сдачи в аренду собираются приобрести такую недвижимость 41% потенциальных покупателей, а 33% планируют сочетать личное проживание и сдачу в аренду.