Причинами масштабного наводнения в Орске могли стать технические просчеты при строительстве дамбы, крайне снежная зима и отсутствие должного контроля за жилым строительством в местах, подверженных затоплению. Такие мнения высказали опрошенные «Известиями» эксперты. Ранее прокуратура Оренбургской области сообщала, что прорыв дамбы мог произойти из-за того, что сооружение не содержалось надлежащим образом. А уголовное дело возбуждено по статьям о нарушении правил безопасности при ведении строительных работ и о халатности. Что думают эксперты о возможных причинах техногенной катастрофы — в материале «Известий».
«Нарушений было выявлено очень много»
Олег Дюкарев, судебный эксперт и директор консалтингового агентства «МЭКА»:
— Я проводил экспертизу в рамках судебного процесса о строительстве дамбы около десяти лет назад. Нарушений было выявлено очень много. То, что произошло сейчас, — это как раз их следствие.
Основное нарушение в том, что тело дамбы было проложено по лесам и лесополосам, где не были выкорчеваны насаждения, то есть по спиленным деревьям. Деревья никто не вывозил, пни никто не выкорчевывал, и это легло в тело дамбы. Получается, что как таковой гидроизоляции по этим участкам не было.
Фото: РИА Новости/Сергей Никифоров
Были и другие нарушения. В моей экспертизе было установлено: имеются нарушения в объемах строительства, в объемах работ. Говоря простым языком, на бумаге объемы были выполнены, по факту нет. Какие-то работы не выполнялись вообще. Нарушения были как при строительстве дамбы, так и при составлении сметной документации, акты выполненных работ были составлены с нарушением.
На процессе в Арбитражном суде Оренбургской области я выступал как независимый эксперт, но суд не принял мои выводы к сведению, а учел данные другой компании, согласно которым дамба построена правильно, нарушений финансирования и в объемах строительства не было.
Оспаривать или осуждать решение суда я не имею компетенции, не имею права. К сожалению, моя правота подтверждается сегодняшними событиями, когда пострадало очень много людей, их имущество.
Фото: ТАСС/МЧС России
«Дамба была рассчитана на стандартный напор воды»
Владимир Тетельмин, доктор технических наук, главный специалист РУДН:
— Эта зима была очень снежной, и каждый сантиметр выпавших зимой осадков учитывается и ложится в основу прогнозов. Наверняка, гидрологи передавали эти данные коммунальным и другим службам, которые должны были реагировать и принимать меры на будущее.
Сейчас ситуация развивается по наихудшему сценарию. Однако к половодью можно и нужно готовиться заранее. Поэтому возникает вопрос, почему эта ситуация застала врасплох? Ведь проблемы есть не только в Оренбургской области, но и в Башкирии и других регионах.
Район Орска — степной, это низменность, там реки текут с очень малым гидравлическим уклоном и не успевают отводить в море воду, которая образуется от таяния снегов. Дамба была рассчитана на стандартный напор, однако он оказался более высоким, чем предполагалось.
Дамбы – это серьезные напорные гидротехнические сооружения, которые всегда фильтруют воду, потому что они выполнены не из бетона, а из местных грунтов: гравия, гальки, песка. Поэтому всегда существует фильтрация воды через них. В результате вода выносит мелкодисперсные частицы, проницаемость грунта увеличивается, и вода начинает выносить еще более крупные частицы. Это называется механическая суффозия — вынос мелких частиц из рыхлых пород фильтрующейся водой. Именно это и произошло.
Фото: РИА Новости
То есть защитное сооружение надо было регулярно осматривать при подготовке к сезону на предмет его способности сдерживать воду. И если авария произошла, значит, не было должного досмотра, должного контроля, должного своевременного обследования и устранения выявленных недостатков. Нужно было своевременно усилить эту дамбу. Получается, с одной стороны прохлопали высокий уровень половодья, а с другой — не отследили надежность дамбы.
«Разрушение дамбы произошло ближе к основанию»
Дмитрий Кузора, инженер по коммуникациям широкого профиля:
— Судя по кадрам, разрушение дамбы произошло не в верхней точке, при переливе воды, а ближе к основанию. Это значит, что усилилось движение грунтовой воды через дамбу, началось вымывание мелкозернистых частиц и разрушение конструкции.
Чтобы избегать подобных ситуация обычно при строительстве дамбы устраивают более плотное ядро, которое обеспечивает снижение коэффициента фильтрации и уменьшает движение потока воды через грунт дамбы.
В качестве оперативных мероприятий при обнаружении протечек возможны несколько вариантов: сброс лишней воды, а для этого необходимо, чтобы были относительно «сухие» водохранилища поблизости, или иметь достаточное количество автомобильных дорог в разных участках дамбы, чтобы можно было экстренно привезти большое количество грунта, и засыпать начинающий образовываться прорыв.
«Высокое половодье выявляет проектные ошибки»
Михаил Болгов, доктор технических наук, гидролог:
— Где-то вода нашла слабое место, и дамба разрушилась. Но надо понять, действительно ли там был брак строительный или недостаточно были выполнены проектные расчеты. Мог произойти и перелив, а также иметь место фильтрационный вынос грунта.
Но причина все равно одна — в этом году довольно высокое половодье. Оно поражает и затапливает большие территории, проверяет разные сооружения и выявляет проектные ошибки, которые были за эти годы, когда не было высоких вод. Такая вот проверка естественным путем.
Фото: РИА Новости
«Выше Орска находится Ириклинское водохранилище»
Валерий Малинин, доктор экологических наук, профессор Российского государственного гидрометеорологического университета:
— В этом году в Оренбургской области выпало очень много снега. А весной началось очень быстрое снеготаяние, и в последнюю неделю была особенно теплая погода. И эти два фактора наложились друг на друга — и в результате река Урал вздыбилась.
Дело в том что выше Орска находится Ириклинское водохранилище. Оно обширное, содержит много воды. В водохранилище стала мощно поступать вода с окружающих районов, воду начали спускать, и весь этот большой поток устремился вниз, по реке Урал в сторону Орска. И дамба сначала в одном месте не выдержала, потом в другом, пошел размыв.
«Структура заселения этих территорий неверная»
Александр Комаров, профессор Московского государственного строительного университета:
— Многие населенные пункты расположены вдоль рек. Естественно, определенные территории подвергаются затоплению. Так происходит во всем мире, не только у нас в Орске, Тулуне или Сочи.
Однако такого расселения желательно избегать. Наши предки не зря строили свои города на возвышенностях, на холмах. Любой древний город построен в соответствии с экологическими законами, нет ни одного города в пойме реки. Сейчас же очень многие города расположены в местах, подверженных затоплению. А когда люди селятся в поймах рек, они преграждают путь паводковым водам и тем самым своими застройками провоцируют подтопление. Даже снесенные постройки закрывают путь паводковым водам.
С моей точки зрения, структура заселения этих территорий неверная. Да, все хотят жить около воды, поэтому оказываются в зоне подтопления.
Фото: ИЗВЕСТИЯ
Гидротехнические сооружения строятся с расчетом на так называемый процент обеспеченности. Обеспеченность означает вероятность того или иного паводка или иного подтопления. То есть, такой мощный паводок с прорывом дамбы может быть раз в сто лет. Однако понятно, что возможность подтопления на этих территориях всегда существует в связи с климатическими условиями. Паводок может случиться в результате обильных снегопадов, либо вода сойдет с гор и все затопит, как было в прошлом году в Сочи.
Пойменные места подвергаются подтоплениям с той или иной вероятностью, надо из этого и исходить. Но люди об этом как-то подзабыли. Раньше за этим жестко следили и не допускали никаких построек в опасных зонах. Сейчас контроль ослаб. Застройщики в погоне за прибылью стремятся построить как можно больше объектов.
В данном случае в связи с климатическими событиями маятник качнулся в ту сторону, что людям не повезло, и они понесли значительный ущерб.