В нынешнем чемпионате России по футболу активная борьба в верхней и нижней части таблицы идет не только в Российской премьер-лиге, но и в первом дивизионе. Один из фаворитов соревнования «Химки» пытаются вернуться в РПЛ, откуда вылетели год назад. Пока они идут на третьем месте, что дает право сыграть в переходных матчах в конце сезона с 14-й командой высшей лиги. Путевка в элиту без стыков гарантирована только тем, кто финиширует на одном из первых двух мест. Пока подмосковный клуб отстает на два очка от лидирующего махачкалинского «Динамо» и на одно от идущего вторым тольяттинского «Акрона».
Одним из самых опытных и статусных игроков нынешних «Химок» стал защитник Сергей Терехов. 33-летний футболист в 2017–2023 годах почти без перерыва выступал в РПЛ за московское «Динамо», «Оренбург» и «Сочи». С «Сочи» он два года назад сенсационно выиграл серебряные медали национального первенства. После чего главный тренер южной команды Владимир Федотов ушел в ЦСКА, два ключевых игрока Маттео Касьерра и Родригао отправились в «Зенит», а сам «Сочи» с новым наставником Вадимом Гараниным пытался перестроиться на более комбинационный футбол, но спустя полгода из-за серии неудач специалиста уволили с должности.
Затем пошла постоянная смена тренеров, команда финишировала 10-й, после чего Терехов ушел в «Химки», а в нынешнем сезоне «Сочи» застрял на последнем месте, откуда пытается выбраться после зимнего назначения главным тренером испанца Роберта Морено, при котором клуб весной не проиграл ни одного матча.
В интервью «Известиям» Терехов оценил выступление «Химок» нынешней весной в чемпионате и Кубке России, вспомнил о времени на черноморском побережье и не согласился с ярлыком возрастного футболиста.
«Все прекрасно понимают, что такое первая лига — здесь все могут обыграть всех»
— Еще в марте казалось, что «Химки» уже не упустят путевку в РПЛ. Почему с тех пор ваша команда растеряла преимущество над конкурентами и даже опустилась в зону переходных матчей?
— Я не знаю, кому тогда казалось, что мы уже вышли в РПЛ. Не особо читаю прессу и не знаю, кто там кого отправляет в премьер-лигу. Думаю, у нас в команде тоже нет каких-то шапкозакидательских настроений. Все прекрасно понимают, что такое первая лига. Здесь все могут обыграть всех. Поэтому случается так, как у нас, когда проиграли пару-тройку матчей и уже нет того отрыва, который имели в начале весны. Тяжело весь сезон пройти ровно. Но я думаю, что у нас никакого спада не было. Хорошо, что даже при той череде поражений всё равно выигрываем матчи и продолжаем вести борьбу за прямое попадание в РПЛ.
— Ваша команда хорошо выступила в Кубке России, но могла пройти еще дальше, если бы выиграла серию пенальти у «Ростова» (0:0, по пенальти 6:7). Готовы были выступать на два фронта?
— Ну, сейчас об этом рассуждать уже тяжело. Безусловно, у нас есть много хороших футболистов и достаточно глубокая скамейка. Поэтому в плане игры на два фронта, на мой взгляд, проблем бы не было.
— Главный тренер «Химок» жестко критиковал календарь, когда вашей команде спустя три дня после выезда в Красноярск к «Енисею» (1:4) в чемпионате пришлось играть в Кубке России с «Ростовом». Сильно сказалось столь плотное расписание?
— Не знаю, насколько сильно сказалось. Тяжело об этом как-то рассуждать. Если проиграли, значит, сказалось. Да, немножко непросто играть в Красноярске в восемь часов утра по московскому времени, но это футбол. Я думаю, что надо подстраиваться. Если ты ставишь высокие задачи, надо отбрасывать всё лишнее и концентрироваться на игре.
— Прошлым летом вы после пятилетнего перерыва вернулись в первую лигу. Насколько изменился турнир? В чем он сложнее и легче РПЛ?
— В премьер-лиге легче в том плане, что команды дают играть друг другу, и ты понимаешь, чего ждать от соперника. В первой лиге все-таки очень-очень много борьбы. Я бы не сказал, что много какой-то осмысленности. Поэтому в плане борьбы тяжелее.
«Футболист, если он профессионал, должен показывать высокий уровень и в 18 лет, и в 40»
— Если «Химки» выйдут в РПЛ, в нынешнем составе вы будете конкурентоспособны в элите? Насколько будет необходимо усиление состава?
— Об этом пока бессмысленно рассуждать. В первую очередь надо решать задачу, а не думать гипотетически, как мы там будем. Нужно сначала решить задачу выйти в РПЛ, а уже потом думать, будем мы конкурентоспособны или нет. Думаю, руководство клуба сделает всё, чтобы мы были конкурентоспособны.
— Как возрастному футболисту вам тяжело выдерживать длинные перелеты по всей стране, которые приходится совершать командам первой лиги из-за наличия в турнире клубов из Хабаровска и Красноярска?
— Во-первых, не считаю себя возрастным футболистом. У нас какие-то немыслимые штампы, свойственные, наверное, только России, когда футболисту в возрасте за 30 ставят ярлык возрастного. Это уже не раздражает даже, а немножко смешит. Во-вторых, что касается вашего вопроса про перелеты, то ни с ними, ни с тренировочными нагрузками проблем нет.
— Тогда, чтобы я избегал штампов, предлагаю определиться со стандартами. В каком возрасте можно будет по отношению к вам применить слово «возрастной»?
— Да мне кажется, это в принципе неправильное понятие в отношении футболистов — смотреть на возраст. Футболист, если он профессионал, должен показывать высокий уровень и в 18 лет, и в 40. Если ты тянешь уровень, то играешь. Если не тянешь, то садишься на скамейку. Тут всё просто.
— Как вам нынешний «Сочи»?
— Не скажу, что постоянно слежу за ним. Говорят, что играют в хороший футбол. Молодцы. Пусть продолжают так же играть.
— Вас удивило то, как команда в этом сезоне рухнула на последнее место после того, как выиграла серебро в позапрошлом сезоне, да и год назад при вас достаточно спокойно завершила чемпионат на десятом месте?
— Нет, не удивило. Меня удивило другое — это пусть останется со мной (улыбается).
— Чуть-чуть намекните, что имеете в виду...
— Да нет, наверное.
— Это что-то связанное с вами лично?
— Нет, не со мной. Это просто связано с игрой футбольного клуба «Сочи». То, во что они играют сейчас, — это то же самое, что в команде пытались сделать летом позапрошлого года при Гаранине. Но тогда в это почему-то никто не верил. А сейчас вдруг все руководители стали верить и хотеть играть в такой футбол. Наверное, тренер-легионер имеет в нашем футболе большее влияние, чем наш отечественный специалист.
— При Гаранине это недоверие шло только от руководства? Я слышал версию, что оставшиеся после выигранного серебра и ухода в ЦСКА Федотова игроки не приняли эту перестройку?
— Я не могу так сказать. Думаю, это абсолютная неправда. И сам Гаранин в своих интервью говорил об этом.