С 2015 года при помощи государственной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» спасателям и оперативным службам было передано 400 тыс. сообщений о ДТП. На фоне общего количества происшествий на дорогах доля инцидентов, отработанных системой, относительно невелика, отмечают эксперты. Тем не менее каждый такой сигнал увеличивает шансы пострадавших на спасение и в дальнейшем число сообщений будет расти, считают специалисты. Подробности — в материале «Известий».
Спасительная кнопка
За девять лет действия информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» с ее помощью спасателям было передано 400 тыс. вызовов на место ДТП. Об этом «Известиям» сообщили в пресс-службе оператора госинформсистемы. В подавляющем большинстве случаев (81%) информация об инциденте передается в автоматическом режиме, когда аппаратура при помощи датчиков распознает, что произошло ДТП. Еще в 15% данные передаются в «ручном режиме», когда водитель или пассажиры попавшего в аварию транспортного средства самостоятельно нажимают кнопку экстренного вызова оператора. Оставшиеся 4% вызовов касаются ситуаций, когда сообщение об инциденте передают в колл-центр водители других машин, ставшие свидетелями происшествия.
Фото: РИА Новости/Семен Апасов
В пресс-службе оператора системы отметили, что больше половины сообщений поступили с территорий, расположенных более чем в 30 км от населенных пунктов. Причем в девяти из десяти случаев вызовы через «ЭРА-ГЛОНАСС» не дублировались из других источников: с мобильных телефонов свидетелей и иных средств связи.
Машина расскажет о ДТП сама
Система фиксирует географические координаты места ДТП и вместе с VIN номером машины, типом топлива на котором она работает, а также вместе с некоторой другой информацией об аварии (время столкновения, направление движения транспортного средства) передает их спасателям и медикам. В среднем с момента ДТП до получения вызова экстренными службами проходит 19 секунд, отмечают в «ЭРА-ГЛОНАСС».
— Ежегодно «ЭРА-ГЛОНАСС» спасает тысячи жизней людей. Госинформсистема способствует соблюдению правила «золотого часа» в медицине катастроф: помощь, оказанная в течение первых 60 минут после аварии, кратно повышает шансы спасения жизней пострадавших людей и минимизирует развитие опасных осложнений при травмах, — подчеркнул генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
В компании рассказали о недавнем случае в окрестностях Сочи. Автомобиль, в котором находились полуторагодовалый ребенок и две женщины, сорвался с извилистой дороги в обрыв и повис на дереве. От удара в машине автоматически сработало устройство вызова экстренных служб. Система передала данные об аварии спасателям, которые оперативно прибыли на место происшествия и достали пострадавших из разбитого автомобиля, висящего на дереве.
Закон больших цифр
Начиная с 2015 года системой «ЭРА-ГЛОНАСС» должны быть оснащены все новые автомобили в РФ. Она стала первой в мире обязательной системой автоматического информирования оперативных служб о ДТП. На данный момент в России к ней подключены 11,4 млн транспортных средств (с начала этого года прирост составил 1,2 млн машин), или примерно каждый пятый автомобиль (по данным «Автостата», российский автопарк насчитывает 54,5 млн машин). За девять лет действия системы, по данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ, в России произошло около 1,38 млн автоаварий с погибшими и пострадавшими. Таким образом, с 2015 года благодаря «ЭРА-ГЛОНАСС» экстренными службами были получены данные почти о каждом третьем ДТП.
Фото: РИА Новости/Семен Апасов
Доля аварий, о которых стало известно при помощи «ЭРА-ГЛОНАСС», пока относительно невелика, признают опрошенные «Известиями» эксперты. Но даже в этом случае систему можно признать эффективной, полагают они.
— Автоматическое информирование оперативных служб об аварии — это, безусловно, нужная и правильная схема, от которой может зависеть жизнь человека. Эффективность системы будет повышаться по мере увеличения числа оснащенных ей автомобилей, — заявил «Известиям» член президиума общественного совета при МВД РФ Игорь Моржаретто.
Главным минусом системы он называет ее высокую стоимость, которая в итоге закладывается в цену машины. По его данным, установка устройства на автомобиль делает его дороже примерно на 70–80 тыс. рублей.
— Само по себе устройство копеечное, а вот затраты на сертификацию и тестирование достигают сотен тысяч долларов для каждой модели машины, — отмечает он.
Эффективность «ЭРА-ГЛОНАСС» признает и вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Ян Хайцеэр. Она дает свой ощутимый вклад в снижение тяжести последствий ДТП, отмечает он. Эксперт также согласен, что с увеличением числе автомобилей с этой системой эффект он нее станет еще более заметным.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
Вице-президент НАС напомнил, что из-за сложностей с поставками электронных компонентов, поправками в техрегламент в 2022 году был разрешен временный выпуск автомобилей, не оборудованных «ЭРА-ГЛОНАСС». При этом после нормализации ситуации с комплектующими машины, выпущенные без этой системы, подлежали обязательному дооснащению, подчеркнул он.
— Подавляющее большинство отзывов автомобилей в прошлом году было связано именно с необходимостью установки на них системы «ЭРА-ГЛОНАСС», которой они по объективным причинам не были оснащены на конвейере, — отметил Ян Хайцеэр.