«Это сложно, опасно, тяжело». Запашный раскрыл секреты московского цирка

10 месяцы назад 527

Профессиональный дрессировщик может и в клетку ко льву зайти, и дерущихся тигров разнять, и при этом не бояться: таковы издержки профессии! Время течет, все меняется и эволюционирует, но традиции остаются. Какой он — цирк 21 века, aif.ru рассказал генеральный директор Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского Эдгард Запашный.

Дрессировщиками рождаются

Елена Проколова, aif.ru: — Эдгард, на сайте цирка я видела объявление: «Работа в цирке для вас!». Собеседование фокусников и клоунов представить можно. А как набирают дрессировщиков?

Эдгард Запашный: — В нашем цирке никогда не было таких вакансий. Мы хорошо знаем своих коллег и уверены в их профессионализме. У нас работают порядка 12 дрессировщиков львов, тигров, медведей, собак, лошадей, слона и даже попугаев (не считая тех, кто ухаживает за животными и помогает в дрессуре).

— Неужели никак нельзя этому научиться?

— Сразу скажу, что профессионального училища нет. Есть несколько путей, и все они непростые. Самый очевидный — быть членом цирковой династии, как я. Это когда ты с детства впитываешь то, что такое цирк, и с этим растешь, а животных видишь не на картинке в учебнике.

Кстати, моя мама Татьяна до 18 лет в цирке была дважды: ходила на Юрия Никулина и на Олега Попова. Но, встретив моего отца, она вышла замуж и уже через много лет стала работать с ним и хищными животными.

— А как стать дрессировщиком человеку с улицы?

— Это сложный путь. Залог успеха идет изнутри. Если ты не любишь животных, неответственный, недисциплинированный, тебе в профессии делать нечего! В этом смысле показательна история Виталия Смолянца из Донбасса.

Некогда он устроился в цирк-шапито водителем, потом стал администратором и вскоре понял, что его тянет к животным. Другие дрессировщики это заметили. Сначала он просто ухаживал за зверьми, вскоре — помогал их дрессировать и через какое-то время начал выступать сольно.

В феврале 2015 года на трассе «Тверь-Москва» он стал свидетелем аварии. Остановился, вынес с проезжей части двух человек... Но сам попал под удар грузовой фуры и лишился обеих ног.

Сейчас Виталий — первый и единственный в мире дрессировщик львов и тигров, работающий на протезах. Он выиграл два международных цирковых фестиваля в Ижевске и в Москве!

Генеральный директор Болього Московского государственного цирка на проспекте Вернадского Эдгард Запашный

Фото предоставлено пресс-службой Большого Московского государственного цирка

«Тигр меня съест?»

— В Братске в 2014 году медведь напал на дрессировщика, в 2015-м в Сочи — лев. Год назад во время репетиции вас поцарапал молодой тигр, и пришлось наложить швы. Вы назвали произошедшее случайностью, а я все же думаю, что это профессия опасна...

— Во-первых, всегда были рискованные профессии: военные журналисты, пожарные, шахтеры. А во-вторых, то, что вы сейчас рассказали — это редкие случаи. Работа с животными непредсказуема. Если человек держит дома собаку, хоть раз, но она его укусит, и к этому нужно относиться с пониманием. Живое существо не всегда на 100% контролируется человеком.

— Может, у дрессировщиков есть какие-то секреты безопасности?

— Самое главное — это уважительная форма обращения. Нужно понимать, что, если ты входишь в близкий контакт к тигру, льву, слону, носорогу, бегемоту, есть все шансы пострадать. Реши — ты готов доверить свою жизнь животному или нет?

Кстати, сейчас у нас завершилось шоу «КороЛЕВство». Не буду вдаваться в подробности, но в финале спектакля дрессировщик Владислав Гончаров выводит на арену африканских львов и буквально кладет голову в пасть одному из них. Для зрителей эта сцена остается самой волнующей. Если ты хочешь оставаться в профессии целым и невредимым, значит, должен опираться на опыт тех, кто работал до тебя.

— Если я зайду к тигру, он меня съест?

— Я еще раз говорю: животное есть животное. Дрессированное не проявляет агрессию к человеку потому, что это человек. Если вы будете четко следовать моим инструкциям и правильно себя вести, то сможете зайти к дрессированному тигру и выйти оттуда.

Фото: Фото предоставлено пресс-службой ольшого Московского государственного цирка

Цирк помогает

— Цирковое искусство, как говорят, одно из самых древних. Но все эволюционирует! Как же выглядит цирк 21 века?

— Он разный и этим прекрасен. По своим формам имеет разные, порой отталкивающие формы. В девяностые появился «цирк уродов», где люди делали с собой странные вещи. Например, женщина протыкает уши, и на этих кольцах ее поднимают в воздух. Или в человека заливают несколько литров пива, он блюет, а зрители это пьют. Есть цирки отдельной направленности: клоунские, конные шоу; шоу, где одни животные или где их нет вовсе; рок- и порно-цирк в Германии.

— Даже не знаю, как относиться к такой эволюции. Наверное, хорошо, что цирк на Вернадского остается традиционным!

— Сейчас люди теряют контроль над формой морали. Мы ушли в рынок — лишь бы продался билет!.. — я считаю, что это неправильно. Цирковое искусство всегда пытается быть актуальным, но, по-моему, это не залог успеха. Мы, как деятели культуры, должны воспитывать общество в правильном направлении.

На нас огромная ответственность! Цирк на проспекте Вернадского считается самым большим стационарным цирком в Европе и третьим по величине в мире.

— Можно сказать, что просветительская часть — ваша миссия?

— Мы помогаем человеку обрести культуру во всем, начиная от взаимоотношений и формы одежды, заканчивая уважительной формой обращения на «вы», отношением к женщинам, детям, пожилым. И в этом тоже работа нашего цирка.

Цирк имеет большую роль в воспитании населения. В советское время появлялись коллективы — башкирский, татарский, молдавский, белорусский, они гастролировали по стране и за рубежом. У нас и сейчас очень разные зрители — разных национальностей и вероисповеданий.

Эдгар Запашный

«Дерется тонна мяса»

— В Госдуме задумались о запрете использования животных в цирке. Что вы думаете про эту инициативу?

— Два депутата решили попусту хайпануть на этой теме и на протяжении нескольких недель позволяли себе транслировать лживую информацию, говорить, например, что в Китае цирки с животными давно запретили. Мой брат вернулся из Китая, где посетил несколько площадок и видел, что там по двести животных в одном шоу! Они говорят: «Нужно запретить изымать животных из природы в пользу цирка». Это абсолютно бездоказательно.

Никто из природы животных в пользу цирка не изымает, если только не происходит несчастный случай. Спасением же занимаются специалисты.

— В октябре разразился скандал: в Сети появилось видео, где вы якобы бьете тигров палкой. Зоозащитники стали писать в Следственный комитет...

— То была драка между тиграми. Однажды у нашего коллеги тигры дрались всего 11 секунд. Клыки вошли в горло, проткнули жизненно важные артерии, тигрица истекла кровью и умерла. Вот и все. Если каждый раз мы не будем вмешиваться, будут убийства или серьезные увечья.

— Нужно обладать смелостью, чтобы вмешаться в драку тигров.

— Надо быть решительным человеком. Каждый тигр в два-три раза больше меня. По совокупности это может быть дерущаяся тонна, и эта тонна мяса рвет друг друга, орет и кричит. Мы с братом в манеже вдвоем, и в этот момент нужно спасти того, кто может пострадать. Это сложно, опасно, тяжело. Удивительно, что некоторые люди реагируют: «Зачем вы вмешиваетесь, сами разберутся!»

Эдгард Запашный.

«Пойдем к Запашным!»

— А как москвичи относятся к шоу с животными?

— В наших кол-центрах почти всегда первый вопрос: «Будут ли на представлении животные?» и второй «Почему их так мало?» Вот и все!

Кстати, как-то мы поставили спектакль без животных и увидели, что на каком бы высоком уровне акробатические номера ни работали, они не вызывают таких эмоций, как появление собачки, попугая, тигра, слона.

Но все-таки каждые выходные у нас аншлаги. В основном, конечно, приходят родители с детьми. Если раньше до 30% в зале — это иностранцы, то сейчас их заменил наш внутренний турист. Люди, приезжая в Москву, обязательно посещают Большой Московский цирк.

Многие приезжают из других городов и регионов, чтобы прийти в наш цирк. Художественный руководитель Большого Московского цирка Аскольд Запашный всегда придумывает интересные, неординарные спектакли.

— Постоянные посетители у вас есть?

— Конечно. Есть те, кто приходит на одно и то же представление два, три, четыре раза. При этом необязательно быть поклонником цирка. Часто люди рассуждают так: «Что-то я давно не удивлялся! Пойдем к Запашным!»

— Какие изменения произошли здесь за последний год?

— Сильно и в лучшую сторону изменилось качество шоу и программ. У нас из года в год увеличивается поток зрителей. В этом году мы завоевали три цирковые награды, в том числе международные.

На акробатическом фестивале в Китае (а мы знаем, что китайцы всегда славились своей силой) наши акробаты под руководством Анатолия Рубана завоевали главную награду. А на Международном цирковом фестивале в Саратове наши джигитки (исполняют трюки на лошадях — прим. ред.) тоже взяли «золото».

Это показатель того, что под куполом нашего цирка — команда профессионалов. Мы гордимся тем, что делаем новые трюки. Качество спектакля из года в год у нас только растет. Никакой другой цирк в нашей стране не может себе позволить такого бюджета и такого количества артистов.

Генеральный директор Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского Эдгард Запашный

Фото предоставлено пресс-службой ольшого Московского государственного цирка

Все впереди!

— Какое развитие ждет цирковое искусство в 2024 году?

— Любой вид искусства и культуры напрямую зависит от финансовой ситуации в стране. Если страну штормит, если меняется курс доллара, если резко поднимается цена на бензин, продукты и все остальное, людям не до зрелищ. Поэтому говорить, каким будет следующий год, я бы постеснялся. Если не будет никаких негативных изменений, в следующем году Большой Московский цирк проявит себя в лучшую сторону.

— Какие проекты готовятся?

— Несколько новых премьер. Работаем над возобновлением Всемирного фестиваля циркового искусства «ИДОЛ», заключаем иностранные контракты. В следующем году мы готовы принять участие в нескольких международных событиях. Мы более плотно начинаем сотрудничать с латинскими странами, будем надеяться, что все будет хорошо.

— А что будет после Нового года?

— Мы запустим шоу «Легенда», где я, мой брат Аскольд и иллюзионист Сергей Сафронов заняты в главных ролях. Это шоу с животными сделано по легендам и мифам Древней Греции.

А скоро в Росгосцирке состоятся фестивали «Принцесса цирка» и «Без границ», где я буду ведущим. Участие наших артистов гарантирует высокое качество.

Читать полностью на сайте (источник)