По данным Baza, сотрудники Ространснадзора и Росавиации изучили документы пилотов Дмитрия Беликова и Аркадия Грачева. Установлено, что они предоставили недостоверные сведения о прохождении подготовки к полётам на воздушном судне. То есть попросту не проходили подготовку к полетам на этом типе самолета. Кроме того, предполагается, что перед рейсом из Таиланда в Москву они отдохнули всего десять часов вместо положенных шестнадцати. Их свидетельства на право пилотирования аннулированы Росавиацией.
Наказать нельзя помиловать
В Ространснадзоре и Росавиации, куда обратился aif.ru с просьбой, ни подтверждать, ни опровергнуть информацию, которая распространяется в СМИ, не стали. Меж тем, юрист, эксперт по правам авиапассажиров Андрей Лухин объяснил, что может грозить пилотам, если информация подтвердится:
— Худшее, что может грозить — уголовная статья за эксплуатация воздушного судна, которая привела к смерти двух и более лиц (ч. 3 ст. 263 УК РФ) (напомним, что именно по этой статье СК возбудил уголовное дело — прим. ред). Тут не играет роли, как в итоге пилоты посадили самолет. Считается, что если катастрофа произошла из-за их ошибок (несмотря на то, что они частично их исправили), умерших это не вернет.
— А какое наказание по этой статье?
— До семи лет. Кстати, если действительно они решили избежать регламента, устанавливающего сроки отдыха между полетами, это нарушение будет считаться отягчающим обстоятельством. На решение суда может повлиять и тот факт, если станет вдруг известно, что перед рейсом они отдохнули меньше часов. Это будет серьезным нарушением регламента!
— Наверное, тут возможны разные варианты?
— Да. Нужно смотреть на обстоятельства. Если авиакатастрофа была связана с поломкой самолета, например, с тем, что его плохо заправили в аэропорту — то вина не их. В таком случае пилоты действительно сделали все максимально возможное.
Если же выяснится, что произошла ошибка экипажа — здесь будет разбираться суд и пытаться ответить на вопросы: чем это было вызвано? На основании чего? Могли ли предотвратить? И так далее.
Моральный вред — полмиллиона?
— Кто считается потерпевшими?
— Родственники Евсюковых. Но в данном случае не они будут решать, дойдет ли дело до суда. Уголовное дело по этой статье возбуждается без заявления автоматически. Тут уже опять — если пилоты смогут договориться с потерпевшими, допустим, компенсируют моральный вред. Это, конечно, сможет повлиять на конечный приговор.
И в то же время, в первую очередь, в рамках гражданского производства родственники будут обращаться в авиакомпанию — с ней заключали договор о перевозке! Но если будет установлено, что это ответственность именно пилотов, авиакомпания может выйти на них с заявлением и взыскать с них денежные средства, которые взыскали с нее родственники погибших.
—Сколько составит моральный вред?
— Зависит от решения суда. Самый большой моральный вред в моей практике, который удалось взыскать с авиакомпании — 500 тыс. руб. В 2018 в Сочи было происшествие, когда пассажирский самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. Я представлял интересы нескольких пассажиров.
— А то, что у пилотов плохое здоровье и сейчас они в больнице, не будет являться смягчающим обстоятельством?
— Состояние здоровья тоже может оцениваться и приниматься судом при избрании меры пресечения, пока идет следствие. Допустим, вместо СИЗО человека могут отправить под домашний арест. И при приговоре тоже будет учитываться.
Если это действующий пилот, то со здоровьем, в том числе с сердцем, у него должно быть все в порядке. И это подтверждается медицинской комиссией. Если выяснится, что он как-то обманул комиссию или купил, это будет очень плохим для него фактом.
Наказание для врачей
— Интересно, а грозит ли что-то тем медикам, кто выдавал справку о летной годности?
— Если они сделали свою работу правильно, то ничего. Допустим, провели медкомиссию, заболеваний не обнаружилось, дали рекомендацию для продления или получения лицензии пилота, тогда проблем у них не будет. Если окажется, что данная справка была получена с коррупционными составляющими, тогда может грозить ответственность.
— Будет ли процесс долгим?
— Скорее всего, да, особенно учитывая то, что авария произошла не на территории России. Загадывать не могу, думаю, около года.
— Тем врачам, что были на борту, ничего не угрожает?
— Только в том случае, если будет доказано, что один из них прорвался в кабину пилота и повлиял на управление.