Отечественная промышленность растет хорошими темпами, такой тренд обозначили в Кабмине России. Внимание к потребностям и потенциалу российского бизнеса обеспечит активный рост экономики страны. Если китайский импорт начнет испытывать затруднения из-за вторичных санкций США, российский рынок еще более утвердится за счет собственных производств.
В ходе прошедшей в эти дни стратегической сессии Правительства РФ премьер-министр Михаил Мишустин заявил о необходимости наращивать производительные силы. Он напомнил, что тренд на рост отечественной экономики не изменился: по данным Министерства экономического развития, в январе ВВП вырос почти на 5%, а в феврале — на 7,7%. Важно, что растет одна из стратегических сфер экономики — промышленность (рост в феврале составил около 8,5%).
«Надо действовать очень активно сразу по нескольким направлениям. В первую очередь — обеспечить форсированное расширение притока инвестиций, прежде всего в капиталоемкие отрасли, в проекты технологического и промышленного суверенитета. Важно провести и трансформацию рынка труда. Сформировать систему, которая бы позволила более гибко проводить переподготовку кадров в соответствии с потребностями нашей экономики», — заявил Мишустин.
Развитие собственных отраслей экономики сегодня становится главной целью: это обеспечит не только свой суверенитет, но и выход в топ экономик мира (такую задачу руководство страны также ставит). В этом ключе интереснее не импорт, а экспорт — либо развитие внутреннего рынка.
Боится ли Китай санкций США?
Тем временем таможенное управление КНР отчиталось о росте товарооборота с Россией — только за первые два месяца 2024 года он вырос до 37 млрд долларов (на 9,3%). Причем, отмечает глава группы компаний MPGO & Achina Тимур Сабиров, если из России в Китай везут сырье (нефть и нефтепродукты, газ, уголь, металлы, древесину), то Китай поставляет нам технику и оборудование (61% поставок из КНР).
Однако такой напор китайской экономики приводит к негативным последствиям: казалось бы, ушла конкуренция в лице европейских брендов, но теперь приходят бренды азиатские, это мешает развитию отечественного бизнеса. Правда, сейчас появилась естественная преграда на пути китайской продукции на российский рынок: последствия вторичных санкций, которые ввели США, и Китай уже с этим сталкивается. Штаты взялись за этот вопрос серьезно. На днях глава Минфина США Джаннет Йеллен на встрече с вице-премьером Госсовета КНР Хэ Лифэном пригрозила «серьезными последствиями» за поддержку России. Ранее отмечалось, что вторичные санкции могут быть наложены на Китай, как и на другие государства, за экономические взаимоотношения с Россией.
Пекин, со своей стороны, пытается сохранять оптимизм, считая, что США самим невыгодно портить отношения с КНР. Еще в феврале министр иностранных дел КНР Ван И в беседе с госсекретарем США Энтони Блинкеном потребовал от Вашингтона отмены введенных в отношении Китая санкций. А представитель МИД КНР Мао Нин считает, что действия США «являются типичным примером односторонних санкций, экстерриториальной юрисдикции и экономического принуждения».
Тем не менее, думается, что Китай не будет идти на радикальные риски, ссоры с Америкой КНР тоже не нужны. Недаром уже сейчас китайские банки осторожничают и отказываются проводить операции по российско-китайским сделкам.
Для китайцев санкции США — как надоедливая муха, считает доктор экономических наук, профессор Российского экономического университета имени Плеханова Павел Журавлев, и Китай будет отмахиваться от них, потому что не готов терять влияние на российский рынок.
«Китай ведет в России агрессивную экономическую политику, хочет заполнить наше пространство и укрепиться тут. И на рынке, и на территориях», — считает он.
И это тревожный для России момент. Китай не сбавляет темпов в освоении российского рынка: если говорить о технике и механизмах, то это не только автопром, но и такие сложные технологии, как канатные дороги.
Экономика России вырастет на собственных силах
Спрос на горнолыжное оборудование, действительно, растет, что и привлекает Китай. В России активно развивается туризм, новые комфортные современные курорты строятся в Карелии (корпорация «Инфинтех» строит тут масштабный этнопарк), в Сочинском регионе появится крупный курорт «Турьев Хутор», Сбербанк активно осваивает Алтай, расширяя свой курорт «Манжерок», новые трассы и инфраструктура появляются на курортах Кавказа, Мурманской области, Магаданской области и в других регионах. И везде нужны новые канатные дороги.
Но для РФ массированные закупки китайского оборудования становятся в нынешней мировой политико-экономической ситуации все более неудобными: правильной стратегией становится поддержка отечественного производителя. Скажем, китайский бренд BMHRI (компания-производитель канатных подъемников) пытается заинтересовать своей продукцией курорты в ряде субъектов РФ (в Челябинской, Иркутской областях, и даже власти Великого Новгорода и Республики Карелия рассматривают для своей территории канатку BMHRI).
Но в условиях усиливающегося давления со стороны США на азиатские страны, и Китай в том числе, такое сотрудничество может обернуться только лишними финансовыми потерями. Ведь в случае появления санкционных барьеров для торговой деятельности Китая в России китайские компании уже не смогут обеспечить свои канатные дороги обслуживанием и запчастями, и это сложнейшее и, между прочим, дорогое оборудование превратится просто в склад ненужных деталей.
Журавлев считает, что российская промышленность очень конкурентоспособна. А попытки сотрудничества с Китаем — это, скорее, гонка за дешевизной.
«Так было и раньше. Лет 12 назад на вагонном заводе Нижнего Тагила мы создали Корпоративный университет, и разработанные нами вагонные тележки имели гарантию на 350 тысяч километров. А китайцы предложили свои тележки — с гарантией на 50 тысяч км пробега. Что это за гарантия, это же лишь три раза до Владивостока и обратно! Погоня за копеечной выгодой приводит к многотысячным потерям», — подчеркнул эксперт.
Безусловно, когда конкуренция со стороны Азии начинает угрожать развитию собственных производств в России, власть должна встать на защиту их интересов. Федеральный центр понимает озабоченность бизнеса и заметно включился в поддержку отечественных компаний, понимая, что это обеспечит отсутствие зависимости России от импорта — неважно, западного или восточного. Если говорить о туризме, то президент России Владимир Путин уже призвал поддержать отечественное производство для обеспечения туристической инфраструктуры курортов — в том числе это касается производства канатных дорог, а также сложных машин для горнолыжной отрасли (ратраки и другие).
Причем стимулировать такое внутреннее производство будут с двух сторон: не только производители могут рассчитывать на субсидии, но и курорты будут поддержаны в случае заказа именно отечественного оборудования. А российские производители канатных подъемников не стоят на месте: строятся новые заводы, а разработки собственных инженеров уже появляются на курортах в разных регионах (в том числе это фуникулер производства «РУСЛЕТ» над Москвой, скоро свои канатные дороги заработают в Мурманской области, впереди — Сочи, Карачаево-Черкесия).
России нужно ориентироваться на свои силы, и в развитии территорий в том числе — они этого заслуживают, считает Журавлев.
«Я сам 15 лет назад разработал программу развития рекреационной зоны Домбая, она была поддержана правительством, но не сработала: местные власти не захотели запускать к себе сторонние инвестиции. Сейчас все это можно возобновить, не хватает элементарного: чтобы были активны региональные власти, а наши олигархи, аллигаторы бизнеса, проявили элементарное чувство патриотизма и вкладывали средства в развитие внутреннего производства и регионов. У нас прекрасные, красивейшие места, да и деньги, чтобы их развивать, тоже есть. Мы можем сделать не просто Куршевель, а даже лучше!» — поделился он своим опытом.
У отечественного машиностроения — большой потенциал
Эксперт напоминает, что российское машиностроение всегда было сильным.
«В начале ХХ века, с 1900 по 1914 год, промышленность России развивалась самыми быстрыми темпами. Скажем, у нас в 1914 году были автомобили, которые превосходили фордовские, прекрасно показали себя в Париже, в Берлине, — рассказал Журавлев. — А какие у нас паровозы, линкоры! Какое строительство железной дороги развернула страна! Надо поднять этот потенциал, Демидовы нужны! Люди, которые хотят и способны возродить промышленность России, как это делали наши предки».
По мнению экономиста, чтобы поднять отечественное производство, надо в том числе развести Министерство промышленности и торговли на два разных ведомства.
«Ведь сейчас между этими направлениями явное противоречие, зачем же их объединять? Вот скажите, кто победит — промышленность или торговля? Конечно, торговля, ведь тут все просто и быстро: „деньги-товар“. А промышленность — это и время, и ассигнования, и кадры, и вложения усилий. Раньше у нас были, скажем, Министерство среднего машиностроения, Министерство тяжелого машиностроения, такая специализация помогает развивать соответствующие отрасли. В случае независимых министерств эти две сферы не будут давить друг на друга», — полагает эксперт.
Но в любом случае, резюмирует Журавлев, и сегодняшняя отечественная промышленность под стать опыту России прошлых лет. Наши производители справятся с любыми задачами, с производством тех же канатных дорог в том числе. «Скажем, для сферы ВПК понадобился всего год, чтобы выйти на другой уровень. Значит, можем. В промышленности у нас хороший опыт. У нас отличные танки, тракторы, космические корабли — разве мы канатную дорогу не сделаем? Да и инженерные кадры есть, и растут новые, сегодня эта сфера бурно развивается. А если молодые специалисты увидят перспективу и престижность своей профессии, будут получать высокие зарплаты, то это еще один стимул для развития наших заводов. Просто надо не говорить, а работать», — считает он.