Лучшим футболистом чемпионата по опросу 176 игроков 16 клубов РПЛ, который проводил «Спорт-Экспресс», стал 21-летний нападающий «Динамо» и сборной России Константин Тюкавин. Форвард бело-голубых провел отличный сезон, набрав 25 очков по системе «гол+пас» (15 + 10). Правда, это не принесло долгожданного чемпионства столичному клубу. В большом интервью «Известиям» и «Спорт-Экспрессу» Тюкавин рассказал об эмоциях после решающего поражения в Краснодаре, иностранных тренерах и желании исполнять пенальти.
«Я-то опытный, забивал «Барсе» и «Реалу», а тут какой-то Тюкавин»
— «Зенит» снова взял золото. Кассьерра — главный снайпер чемпионата — забил на шесть мячей больше, чем вы. При этом вас признали лучшим футболистом сезона и на премии Winline Герои РПЛ, и по опросу 176 игроков лиги. Сюрприз?
— Отчасти. Спасибо всем, кто за меня голосовал. Когда тебя выделяют не только эксперты, но и футболисты, против которых выходишь на поле, приятно вдвойне.
— Объясните, почему на первое место в опросе вы поставили Смолова?
— Федор — великолепный нападающий, два года подряд выигрывал в РПЛ бомбардирскую гонку.
— Это когда было!
— Ну да, еще в «Краснодаре». И что? Мастерство-то никуда не делось. Когда каждый день тренируешься рядом с таким игроком, многому учишься. Смотришь, как он принимает мяч, как открывается, как прессингует вратаря… Два с половиной года мы конкурируем. Федор мне реально помог. Поэтому и назвал его первым.
— Вы сразу поладили?
— Да. Я к Феде хорошо отношусь. Думаю, как и он ко мне. Хотя поначалу, когда только-только вернулся в «Динамо», у него наверняка разные мысли проскакивали. Мол, я-то опытный, забивал «Барсе», «Реалу», а тут какой-то Тюкавин. Впрочем, на наших отношениях это не сказывалось.
— Раньше в «Динамо» на вторых ролях были вы, теперь — Смолов. Почувствовали холодок с его стороны?
— Нет-нет, всё нормально. Мы постоянно общаемся, в раздевалке сидим рядышком. Весной за несколько туров до финиша Федя сказал: «Костик, это твой сезон! Молодец!»
— Смолов и в опросе вас на первое место поставил.
— Я не сомневался, что в футболе он разбирается, ха-ха.
— Последний футболист, который вас восхитил?
— Винисиус. Видели, как в финале Лиги чемпионов с «Боруссией» на фланге обыграл защитника, пяткой прокинув ему мяч между ног? Шикарный финт.
— А в РПЛ кто восхищает?
— Не считаю правильным называть кого-то из «Динамо». Если брать всю нашу лигу, особо ни за кем не слежу. Но легионеры «Зенита», конечно, выделяются техникой и пониманием игры. Я о Венделе, Клаудиньо, Дугласе Сантосе, Барриосе.
«Серб меня плечом так двинул, что я чуть за бровку не улетел»
— По собственным ощущениям, в чем вы сегодня сильнее, чем год назад?
— Я прибавил физически. Весь сезон отлично себя чувствовал.
— Лучше, чем в прошлом?
— Да. Раньше были сплошные качели — то я в основе, то выхожу на замену. Когда стабильной практики нет, это влияет и на «физику», и на игровой тонус. Присутствует нервозность. А сейчас стало больше уверенности. Всё-таки первый полноценный сезон, сыгранный от и до!
— Еще в чем прибавили?
— В реализации моментов. Наверное, поэтому и забил 15 мячей. С удовольствием остаюсь после тренировки минут на пятнадцать. Мне это действительно в радость, люблю побить по воротам. Когда главным был Сандро Шварц, со мной много работал индивидуально Андрей Воронин.
— Над чем конкретно?
— Над открываниями, завершением атак. Теперь остаюсь с Роланом Гусевым, который любит навешивать с фланга в штрафную, и Марио Личкой, братом Марцела. Отрабатываю удары с разной дистанции. Но в основном из пределов штрафной, потому что там и в игре провожу больше времени.
— Александр Кержаков считает, что нападающий должен быть эгоистом. Согласны?
— Каждому свое. Я точно не эгоист. Ни в жизни, ни на поле. У меня нет дриблинга, я не люблю возиться с мячом. Не могу взять его, пробежать 40 метров, накрутив несколько человек, и забить. Лучше сыграю в одно-два касания и откроюсь либо освобожу зону для партнера. Если вижу, что он в выгодной позиции, всегда отдам пас. Не пожадничаю.
— Почему вы не бьете пенальти?
— Я хочу! Очень! Пока не дают.
— С чего бы? Ладно, Фомин раньше щелкал их как орешки. Но потом три 11-метровых загубил.
— После этого исполнять стал Федор Михайлович. Кстати, в минувшем чемпионате мы всего три пенальти заработали. Два реализовал Смолов, один — Чавес.
— Мексиканец пошел к точке в апрельском матче со «Спартаком», когда Смолов находился в запасе.
— Совершенно верно. Изначально бить должен был я. Но прямо перед игрой Личка сказал в раздевалке: «Если будет пенальти, мяч берет Чавес».
— В новом сезоне к роли пенальтиста готовы?
— Разумеется! На сборах последний год регулярно бил пенальти. Я и на тренировках их отрабатываю. Так что, надеюсь, скоро и в официальном матче пробью.
— С каким защитником особенно намучались?
— С Осипенко. Когда весной встречались с «Ростовом», Макс выиграл у меня всё — и вверху, и внизу. Я ничего не мог сделать. Ни убежать, ни принять. А в сборной по матчу с Сербией запомнился Павлович. Высокий, мощный. В одном эпизоде, когда боролись за мяч, так плечом двинул, что я чуть за бровку не улетел.
«Сразу слышу это с бровки, если момент запорол или рывок не сделал»
— Личка — третий тренер-иностранец в вашей карьере. Чем отличается от двух предыдущих?
— Если со Шварцем и Йокановичем общение шло через переводчика, то Марцел прекрасно говорит по-русски. Это здорово упрощает жизнь. Плюс знает испанский, так что и с нашими латиноамериканскими легионерами языкового барьера нет. Другой важный момент — акцент на атаку. Там нет жестких рамок, Личка позволяет импровизировать. Дошли до чужих ворот — и дальше делайте, что хотите.
— Какой он вне поля?
— Открытый, доброжелательный. В Новогорске с каждым сотрудником базы обязательно поздоровается, перекинется парой слов. Мы с Марцелом и в хоккей на приставке играем.
— Йоканович и приставка абсолютно не монтируются.
— Да с ним за год в «Динамо» даже ни разу не пообщались один на один. Вот Шварц по менталитету похож на Личку. Ко мне тепло относился. Мы до сих пор на связи, переписываемся по WhatsApp.
— Что он писал вам после «Краснодара»?
— Ничего. Зато перед игрой прислал памятную фотографию трехлетней давности. Когда как раз в Краснодаре при счете 0:2 выпустил меня на замену, я сделал дубль, и мы выиграли 3:2. Под снимком, где вся команда поздравляет с победным голом, Сандро по-английски написал: «Постарайся завтра так же». К сожалению, не получилось.
— У кого-то из игроков ЦСКА Леонид Слуцкий ассоциировался с фразой «Сопли не жуем!» А Личка у вас — с какой?
— Ха! «Тюка, курва!» Сразу слышу это с бровки, если момент запорол или рывок не сделал. «Курва» — любимое ругательство Марцела. Но я не обижаюсь.
— Как полагаете, почему при Йокановиче редко появлялись в основе?
— Может, не так тренировался? Или по мячу не попадал? Если серьезно, версии у меня нет. Я молча пахал, терпел, пытался переломить тренерское недоверие. Но он продолжал делать ставку на других игроков.
— Вам что-нибудь говорил?
— Ничего. Да у меня и не возникало желания подходить к нему, что-то выяснять.
— При сербе в домашнем матче с «Краснодаром» приключилась странная история. Во втором тайме отправил вас разминаться. Через полчаса, на 90-й минуте, наконец подозвал. Собрался выпустить вместо Захаряна — и тут судья дал свисток…
— Было.
— Многие восприняли бы как унижение.
— Ну, опытный футболист в подобной ситуации мог бы сорваться, наговорить бог знает что. А мне-то куда лезть? К тому же запомнились слова папы: «Не надо показывать тренеру недовольство. Это бессмысленно, всё равно ничего не докажешь». Конечно, внутри я кипел. Но не подавал виду. Пошел к трибунам, похлопал динамовским болельщикам, в раздевалке быстренько переоделся — и домой. На следующий день с улыбкой как ни в чем не бывало приехал на тренировку.
«На скамейке «Краснодара» никто не радовался. Я понял, что «Зенит» опять чемпион»
— Третью неделю динамовские болельщики ломают голову: чего же не хватило команде, чтобы стать чемпионом. Ваше мнение?
— Отвернулась удача. Она была с нами в играх с «Сочи» и «Балтикой», когда забивали победные голы на последних секундах. А в Краснодаре…
— Что?
— Конечно, мы не сыграли так, как в предыдущих матчах. Полтора тайма не могли выйти из обороны, завязать игру в центре поля. Разве что у Карраскаля был один момент. Но в концовке, когда соперник подустал и мы большими силами пошли вперед, едва не сравняли счет, дважды попали в штангу.
— Ваша первая мысль после финального свистка?
— Сразу бросил взгляд на скамейку «Краснодара». Там никто не радовался. Я понял, что «Зенит» опять чемпион.
— Личка сказал, что в раздевалке многие игроки плакали. Вы тоже?
— Да. Обидно второй раз останавливаться в шаге от мечты. В 2022-м упустили Кубок, сейчас — чемпионство. Надеюсь, с третьей попытки всё-таки повезет, и у «Динамо» наконец-то будет трофей.