Перейти в фиджитал

8 месяцы назад 159

Еще в 2022 году, когда Владимир Путин подписал указ о проведении Игр будущего, было ясно, что это мероприятие способно поразить многих своим необычным форматом. Соревнования в фиджитал-спорте (совмещение реального и киберспорта) проходят уже не первый год, но именно Игры будущего в Казани сумели масштабировать это направление. Почти 300 команд-участников из более чем 100 стран, более двух тысяч спортсменов — это самое масштабное спортивное мероприятие на территории России за последние два года, с момента введения санкций в отношении отечественного спорта.

Поскольку это первые Игры будущего, важно отметить их наследие и перспективы дальнейшего проведения подобных соревнований уже в других городах и странах. О наследии: это слово в данном случае носит несколько иной характер, чем обычно. Речь не об инфраструктуре, поскольку все мероприятия в Казани проводились на уже существующих объектах. Эта не та ситуация, что была в столице Татарстана в случае с летней Универсиадой-2013, чемпионатом мира по водным видам спорта-2015, футбольным Кубком Конфедерации-2017, чемпионатом мира по футболу-2018, когда специально под них строились объекты.

В случае с Играми будущего основные организационные усилия были направлены на настройку коммуникаций, завоз техники, гаджетов. Под них пришлось видоизменить многие существовавшие площадки. Все-таки соревнования, в которых активно задействован киберспорт как составная часть, требуют большого количества оборудования, визуализации, чтобы это было удобно смотреть зрителям.

В итоге, даже с учетом санкций, организаторам удалось создать все технические условия для проведения Игр. Все экраны, девайсы, гаджеты были доставлены в срок. Сказать, что не было трудностей, нельзя, но я бы не стал преувеличивать наш героизм. За это нас и ценят, что мы находим решения, не будоража этот мир.

Хотя понятно, что проектов в России сейчас очень много, а количество техники пока ограничено. Идет большая выставка на ВДНХ в Москве, в Сочи начался Всемирный форум молодежи — для их проведения тоже нужно много техники. Но хватает на все мероприятия.

Надо отметить, что в рамках Игр будущего мы тестировали много российского продукта — совершенно новая система аккредитации, хронометража, хотя ранее этим всегда занимались иностранные компании.

Основное инфраструктурное наследие — это фиджитал-центр, созданный при Поволжском государственном университете физической культуры. Открыли его в первый день Игр будущего, приурочив к началу этого масштабного мероприятия. И этот центр не просто для «поиграть студентам» — мы совместно с ректором университета хотим сделать научную лабораторию, чтобы еще глубже понять смысл подобного формата соревнований и усовершенствовать его.

Чтобы сотрудники центра могли измерять нагрузки спортсменов, анализировать их физическую и мозговую деятельность во время соревнований, как это влияет на их состояние. И обобщать результаты исследований, на их основе делая предложения, какие нужны скиллы, чтобы улучшить зрелищность соревнований, при этом не вредя здоровью и личности спортсменов, а наоборот способствуя их улучшению и развитию. И это я привел только один пример подобного научного подхода.

Главный вывод из проведенных Игр будущего — молодежь можно активно вовлекать в такой формат соревнований, чтобы она органично совмещала реальный и виртуальный спорт, гармонично развиваясь в обоих направлениях. Фиджитал-спорт появился совсем недавно, но уже и дорос до масштабов крупных соревнований. Конечно, во многих дисциплинах надо разрабатывать правила, придумывать органичное совмещение виртуального и реального спорта, чтобы это было интересно широкому кругу зрителей, а участники получали максимальное удовольствие от подобных турниров.

Именно для этого нужен научный подход для дальнейшей разработки комбинации классики и кибера. К тому же необходимо, чтобы два этих сообщества — киберспортсменов и классических спортсменов — не разделялись, а находили точки соприкосновения. Именно для этого и были придуманы Игры будущего. Чтобы найти баланс между виртуальным и реальным спортом. Чтобы людей, которые сидят за компьютером, вернуть к физической активности, а людей с футбольных полей, хоккейных коробок и других спортивных площадок сделать более продвинутыми в кибере.

О том, что этот баланс поможет гармоничному развитию личности нашей молодежи, неоднократно говорил заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко, идеолог Игр будущего. А с учетом того, что киберспорт давно завоевал популярность по всему миру, и будет развиваться дальше, нам было необходимо найти способ совместить его с классическим спортом. Фиджитал-формат именно для этого и стал развиваться. И для его дальнейшей популяризации очень кстати было поручение Владимира Путина о проведении первых Игр будущего.

По ходу Игр в Казани я видел, как они популярны, с каким интересом зрители покупают билеты на соревнования. Виден запрос на подобные турниры — в основном, от молодых людей, от нового поколения. Молодым участникам Игр будущего нравится этот формат. Ребята совершенно спокойно идут от компьютера на площадку и обратно. Здорово, что есть теперь игры, где существует общий зачет успешности каждого спортсмена и команды за джойстиком и на площадке. Каждый должен искать баланс в подготовке к обеим частям игры.

Стоит отметить, что Игры будущего позволили протестировать множество российских разработок. О системе аккредитации и хронометража я уже сказал. Но также тестируются новые отечественные компьютерные игры. Надо признать, что пока их немного, потому что самые популярные игры — иностранные. Но Игры будущего способны стать точкой роста в том числе и для наших производителей компьютерных симуляторов, для их бизнеса, его выхода на международный уровень. Надеемся, всплеск в этом направлении произойдет по итогам Игр в Казани.

Я уверен, что это возможно. Брендом Игр будущего владеет Агентство развития компьютерного и иных видов спорта. У них большие планы на фиджитал-индустрию. Одна из задач — не только проводить соревнования, но и развивать продукт, давать заказ на разработку новых компьютерных игр. Здесь есть точка роста для соответствующего бизнеса, который может прийти в фиджитал-спорт со своими разработчиками и сделать хороший продукт.

В фиджитал-спорте есть аудитория, которая может протестировать все эти разработки, дать обратную связь, сказав с позиции опытных геймеров, что интересно публике, а что — неинтересно. И на основе этого взаимодействия можно сделать интересную вещь, которая потом станет тиражироваться не только внутри нашей страны.

Таким образом, если все это сделать с умом, мы можем существенно снизить свою зависимость от иностранных разработок. Особенно, если использовать потенциал нашей молодежи. Только время покажет, насколько широко этот формат будет развиваться дальше, но две недели в Казани показали, что перспективы у него очень серьезные.

Автор — министр спорта Республики Татарстан, в 2008-2013 годах — руководитель дирекции летней Универсиады в Казани, в 2013-2014 годах — гендиректор ФК «Рубин»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читать полностью на сайте (источник)