Мировая премьера пьесы русского композитора для китайского исполнителя, выступление оперной звезды из Германии, целый день органной музыки и сценический эксперимент Евгения Миронова. XVII Зимний фестиваль Юрия Башмета в Сочи стартовал сразу с высокой ноты. Побывав на первых мероприятиях смотра, «Известия» убедились: тематическая и стилевая пестрота происходящего стали одной из главных его особенностей.
Не покинули планету
Официальное открытие фестиваля состоялось 16 февраля, однако первое событие произошло ещё за два дня до этого. Бас Ильдар Абдразаков выступил в Зимнем театре с сольной программой из романсов и русских народных песен. А следующим вечером на ту же сцену вышел Константин Хабенский вместе с худруком смотра Юрием Башметом — и уже в который раз они сыграли спектакль «Не покидай свою планету» по «Маленькому принцу» Экзюпери.
Показывать именно эту постановку перед официальным стартом сочинского смотра — уже традиция. Станет ли таким же фирменным элементом концерт Абдразакова — покажет время. Сам артист не без гордости отмечает свою роль в программе этого года:
— Фестиваль отражает личность Юрия Абрамовича: разностороннюю, живую, идущую в ногу со временем и воспевающую искусство во всех его проявлениях. Оттого особенно ценно открывать дверь в этот удивительный мир души нашим концертом, — поделился Ильдар Абдразаков с «Известиями».
От Германии до Китая
Как сделать так, чтобы на фоне столь ударного пролога сам концерт-открытие не выглядел бледно? Юрий Башмет сделал ставку на количество артистов и максимальное разнообразие программы вкупе с её продолжительностью. За три с лишним часа перед публикой выступили два оркестра (Солисты Москвы и Всероссийский юношеский симфонический оркестр) и восемь солистов, в том числе Денис Мацуев и гости из Германии и Китая.
Участники говорили на разных языках не только в жизни, но и в музыке. Китайский скрипач Ло Чаовэнь, исполняя Кампанеллу Николо Паганини, порадовал благородством и выразительностью звука. Причем, как узнали «Известия», артист играл на скрипке китайского изготовления. А немецкое сопрано Симона Кермес спела три арии эпохи барокко, продемонстрировав в первой же из них свой почти рокерский драйв и едва не пустившись в пляс.
На вопрос «Известий», почему певица выбрала номера из опер Броски, Порпоры и Генделя, она сказала, что это было решение не ее, а Башмета.
— Я прислала ему целый список из арий, которые могла бы исполнить, и он предпочёл именно эти три. Я очень рада поработать с Юрием Башметом и его оркестром! — поделилась артистка, признавшись, что хотя исполняла генделевскую Lachia ch'io pianga уже множество раз, ей совершено не скучно снова и снова её петь, поскольку она создана как будто специально для её голоса.
Помня, как здорово те же номера Симона не раз пела в Москве, стоит отметить, что в этот раз ей удалось не все. Порой казалось, что певице не хватает дыхания. Впрочем, вокальные несовершенства компенсировались обаянием и харизмой, и публика приняла западную гостью «на ура».
Вечны под луной
Но все же кульминацией вечера стал выход Дениса Мацуева с весьма необычным для него репертуаром: Первым концертом Альфреда Шнитке. Музыка сложная и для исполнителей (особенно солиста), и для публики, зато захватывающая искренностью и непосредственной эмоциональностью. И, пожалуй, именно это произведение с его броской полистилистикой, соединяющей авангард чуть ли не с джазовыми элементами, можно считать формулой и программы открытия, и всего фестиваля.
Кстати, та же внутренняя пестрота была характерна и для мировой премьеры: пьесы Валерия Воронова «Луна в зените», написанной для оркестра и китайского инструмента гуджень (некое подобие наших гуслей; играла на нем Ду Ксюянь). Континенты и культуры встретились здесь не только в лице исполнителей, но и в самом материале: усложненная западная симфоническая ткань мерцала восточными мотивами, во многом благодаря специфическому тембру гудженя, а ближе к концу опуса он вдруг зазвучал как наша домра.
Что общего между опусом Воронова и виртуозными вещицами XIX века для солирующих струнных? А между завершившем концерт «Болеро» Равеля и ариями барокко? Да ничего. Но в совмещении несовместимого, видимо, и состоял замысел организаторов, в очередной раз подчеркнувший художественный плюрализм Башмета и его смотра.
Принять и понять
Не менее парадоксальные сочетания оказались характерны и для главного мероприятия следующего дня: музыкально-поэтический вечер «Рождение человека» был построен на чтении Евгением Мироновым и Александрой Урсуляк прозы Максима Горького, а функцию интермедий выполняли произведения Эдварда Грига в исполнении Солистов Москвы и Юрия Башмета. Вдобавок к этому, на задник сцены проецировались видеозаставки, сделанные, видимо, с помощью нейросетей на основе картин норвежских художников.
Все эти компоненты, однако, упорно не хотели складываться в единый паззл. Гармоничная, по-северному сдержанная музыка скандинавского классика существовала будто независимо от остросоциального критического реализма «Страстей-мордастей» Горького и жизнелюбивого пафоса ещё одного его рассказа «Рождение человека», давшего название всему проекту. Правда, они и не мешали друг другу. Если режиссёр действа Марина Брусникина хотела показать, что, в сущности, любая хорошая музыка может сочетаться с любым сильным текстом без всякого концептуального обоснования и эстетической родственности, то создателей и участников эксперимента можно поздравить с удачей.
Ну а цельность ещё одной программы того же дня — Органного марафона — при всем репертуарном разнообразии обеспечивалась, конечно, тембром главного героя. Причем, как и на концерте-открытии, здесь тоже состоялся диалог культур и эпох. В 15 часов в Зале органной и камерной музыки им. Дебольской выступил испанец Даниэль Сальвадор (и это был его первый концерт в Сочи), представив музыку своей страны, а в 17 эстафету приняла профессор Московской консерватории Евгения Кривицкая, показавшая, как наш отечественный репертуар может звучать на «короле инструментов», традиционно ассоциирующемся с западноевропейской традицией.
Заодно марафон стал и местом встречи разных поколений: на его открытии выступили юные музыканты, которым было от 10 до 15 лет. По мнению Евгении Кривицкой, курировавшей весь органный цикл, эта идея полностью себя оправдала.
— Все трое участников, Анастасия Адучаева, Илья Дедёхин, Святослав Паршаков, могли легко дать фору взрослым и по музыкальности, и по технической подготовке. Каждый при этом проявил индивидуальность, — подчеркнула Евгения Кривицкая в беседе с «Известиями».
Тем временем, театральная линия смотра была продолжена 18 февраля постановкой «Истории любви», ранее показанной в МХТ им. Чехова (об этом читайте в материале «Известий» про московскую главу Зимнего фестиваля), а среди ключевых музыкальных событий следующих дней — выступление оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса и концерт «Барокко четырёх континентов» с участием коллективов из Италии, Бахрейна, Китая и России. Как показывает Юрий Башмет, какие бы страны и стили не представляли артисты, на каких бы языках не говорили, в Сочи их в любом случае услышат и поймут. И как раз этот пример понимания кажется главным месседжем фестиваля.