Место пусто: группа «Аэрофлот» хочет убрать бизнес-класс на нескольких Superjet

6 месяцы назад 203

Группа «Аэрофлот» намерена избавиться от бизнес-класса на нескольких Superjet 100. Речь идет о девяти самолетах ее «дочки» — авиакомпании «Россия». Ей не хватает 100-местных бортов этого типа на курортных и туристических маршрутах, на которых пассажиры не готовы переплачивать за повышенную комфортность. Компания собирается потратить свыше 330 млн рублей на перекомпоновку, заменив 12 кресел бизнес-класса на 25 экономических. Это позволит «Аэрофлоту» увеличить доход более чем на 300 млн рублей в год, говорится в инвестпроекте. Эксперты считают это правильным решением и допускают, что в будущем перевозчик пойдет по тому же пути на большем числе самолетов «России».

Свернуть «бизнес»

Группа «Аэрофлот» на каждом седьмом самолете Superjet 100 (SSJ-100) дочерней авиакомпании «Россия» намерена отказаться от бизнес-класса, чтобы увеличить пассажировместимость. Это следует из инвестиционной программы, с которой ознакомились «Известия». Ее подлинность подтвердил источник в группе. Заказчиком инвестпроекта указан департамент управления сетью и доходностью «Аэрофлота».

Согласно документу, перекомпоновать планируется девять самолетов, заменив в них 12 кресел бизнес-класса на 25 экономических. На увеличение вместимости этих бортов на 13 мест «дочка» национального перевозчика собирается потратить свыше 331 млн рублей.

Пассажиры во время посадки в самолет

Фото: commons.wikimedia.org

Эти затраты на реконфигурацию актуальны при использовании компонентов неисправных Superjet «России», самолетов-доноров и складских запасов ПАО «Яковлев» (производитель SSJ-100), следует из материалов. Стоимость же полного комплекта авиационно-технического имущества (АТИ) от «Яковлева» для перекомпоновки девяти SSJ-100 составила бы $10 млн (свыше 900 млн рублей) без учета НДС. В документах указано, что на хранении у «России» находится шесть SSJ-100 в двухклассной конфигурации.

Сроки выполнения работ по перекомпоновке запланированы исходя из графика техобслуживания самолетов после высокого сезона авиаперевозок с конца сентября этого года по середину апреля 2025-го. Они предусматривают демонтаж трех рядов кресел бизнес-класса, заднего кухонного модуля и туалета, разделителя классов, установку пяти рядов экономкласса, дополнительных кислородных контейнеров, замену багажных полок, монтаж дополнительных стеновых, потолочных, напольных панелей, маркеров пути аварийного покидания, окрашивание элементов интерьера и др.

Модель самолета

Фото: РИА Новости/Илья Питалев

Из 331 млн рублей инвестиций свыше 263 млн планируется потратить на закупку АТИ у «Яковлева». Еще 40,7 млн рублей составят сами работы по перекомпоновке и окрашиванию элементов интерьера, на разработку конструкторской документации предусмотрено 14 млн рублей плюс почти 5 млн — расходы на техперегоны самолетов в Жуковский.

В авиакомпании «Россия» сообщили «Известиям», что вопрос перекомпоновки Superjet находится в стадии проработки, отказавшись от других подробностей. Как следует из материалов инвестпрограммы, ожидается согласование со стороны «Аэрофлота» с лизингодателями самолетов-доноров по использованию кресел с простаивающих SSJ. В самом перевозчике и «Яковлеве» на запросы «Известий» не ответили.

Стало невыгодно

Сейчас во флоте «России» насчитывается 78 Superjet, 61 из них имеют двухклассную конфигурацию: в экономическом — 75 мест, в бизнесе — 12. Эти самолеты «Аэрофлот» передал авиакомпании в 2020–2023 годах в рамках внутригрупповой стратегии до 2028 года, в которой «дочке» отводилась роль главного перевозчика на внутренних рейсах. В остальных 17 Superjet «России» существует только экономкласс со 100 креслами, эти самолеты авиакомпания получила напрямую от производителя.

В обосновании инвестпроекта говорится, что «России» не хватает 100-местных Superjet, которые актуальны на многих рейсах авиакомпании, особенно на курортных и туристических маршрутах, «когда пассажиры не готовы переплачивать за бизнес-класс», а перевозить 100 человек в экономе становится выгоднее, чем 75 в экономклассе и лишь несколько в бизнесе.

Самолет на стоянке аэропорта

Фото: commons.wikimedia.org/SuperJet International

Из материалов инвестпроекта следует, что загрузка кресел в бизнесе «России» на SSJ-100 в январе–августе 2023 года составляла в среднем 42,7%, а в аналогичном периоде 2022-го — около 41%. В среднем один пассажир бизнес-класса на этом типе самолета с сентября 2022-го по август 2023-го приносил доход в 46,5 тыс. рублей, что почти в шесть раз больше пассажира экономкласса (7,8 тыс.). За это время на Superjet в бизнесе было перевезено свыше 71 тыс. человек, больше всего на маршрутах между Москвой и Питером (15,7 тыс.), Нижним Новгородом (7,5 тыс.), Алма-Атой (4,2 тыс.), Астаной (2,9 тыс.), а также между Сочи и Стамбулом (4 тыс.).

Стюардесса в салоне самолета

Фото: сommons.wikimedia.org/SuperJet International

Реконфигурация девяти самолетов из двухклассной в моноклассную экономическую компоновку позволит увеличить провозную способность флота SSJ-100 «России» в 2024 году — на 3,7 тыс. кресел, в 2025-м — на 89,5 тыс., а в 2026-м — почти на 104 тыс., а также извлечь дополнительный доход от продажи эконом-мест более чем на 300 млн рублей в год, говорится в инвестпроекте. Срок его окупаемости составляет 2,6 года.

Аналитик в одной из авиакомпаний считает экономическое обоснование целесообразности перекомпоновки SSJ-100 «России» в части увеличения доходов сильно притянутым, отмечая, что национальный перевозчик явно не использовал весь инструментарий для повышения выручки бизнес-класса. Кроме того, работы по реконфигурации бортов «займут руки дефицитных инженеров и техников», заметил он.

Самолет на стоянке аэропорта

Фото: ТАСС/Марина Лысцева

По его словам, в желании «Аэрофлота» отказаться от бизнес-класса на нескольких SSJ-100 прослеживается больше социальный аспект: перекомпоновка самолетов — это хороший инструмент повышения предложения экономкласса в условиях отсутствия поставок новых воздушных судов. Он позволит нарастить пассажиропоток более чем на 60 тыс. человек в год. Кроме того, это даст возможность сократить себестоимость перелета в расчете на одного пассажира (примерно на 1 тыс. рублей за один летный час), которая у SSJ-100 существенно выше, чем у самолетов семейства Boeing 737 и Airbus A320, и, соответственно, сдержать тарифы от повышения, добавил он.

Сделать ставку

Аналитик «Моих инвестиций» Елена Сахнова и исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев полагают, что ставка «Аэрофлота» на перекомпоновку самолетов SSJ-100 «России» вполне оправданна. Это решение правильное, оно продиктовано рыночными факторами, говорят они.

Самолет в ангаре

Фото: РИА Новости/Виталий Белоусов

Авиакомпания сейчас нацелена на максимальное получение прибыли и пытается использовать успешный опыт «Победы» по сокращению затрат, загрузки кресел, рентабельности и эффективности, указывает Елена Сахнова. По ее словам, выбирающие бизнес-класс всё еще чувствительны к типу и комфорту самолета. «Россия» — это авиакомпания, которая рассчитана на среднего пассажира, напомнила она.

Оба эксперта не исключают, что в будущем «Аэрофлот» откажется от бизнес-класса на большем числе Superjet «России». Однако дальнейшая их реконфигурация ограничена дороговизной оставшегося авиационного-технического имущества на складах «Яковлева». По мнению Олега Пантелеева, перекомпоновка SSJ-100 «России», вероятно, продолжится, когда решится вопрос с импортозамещением салонного оборудования.

Самолет во время посадки

Фото: commons.wikimedia.org/Anna Zvereva

На прямых рейсах между субъектами, которые «Россия» связывает на Superjet, бизнес-класс востребован незначительно, отметил главный редактор авиапортала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин. По его словам, платежеспособность населения в регионах ниже, а сами региональные рейсы слишком короткие. Тем более в SSJ-100 на ряде направлений есть аналог «евробизнеса», то есть комфорт-класс, где шаг кресел больше, предлагается бортпитание и платный алкоголь. По этому тарифу также всегда включен багаж, приоритетное обслуживание в аэропорту и прочие атрибуты бизнес-класса, добавил Илья Шатилин.

Читать полностью на сайте (источник)