Президент Владимир Путин поручил правительству сделать так, чтобы как можно больше людей смогли отдыхать в России. И при этом выбрать себе отдых по душе: полежать на пляже, покататься на горных лыжах, отправиться на экскурсию, причем по доступным ценам. К 2030 году турпоток удвоится, как и вклад туризма в ВВП страны, если Минэкономразвития удастся решить целый ряд важных задач, рассказали aif.ru эксперты.
Цели и задачи
Помимо Краснодарского края и других традиционных центров притяжения туристов со всей страны, правительству поручено ускорить развитие турцентров на Алтае, Камчатке, в Кузбассе, Северном Кавказе, Карелии и на Русском Севере. Во всех национальных парках страны создадут инфраструктуру для экологического туризма, включая экотропы и пешие туристические маршруты, в том числе маршруты выходного дня для школьников, площадки отдыха, музеи и визит-центры.
Современная инфраструктура также появится вблизи водных объектов, в том числе на озере Байкал. Здесь через несколько лет откроется круглогодичный курорт, причем с полным отсутствием отходов и нулевым влиянием на окружающую среду. Также отели у воды появятся на побережьях Каспия, Балтики, Азовского, Черного и Японского морей.
По программе льготного кредитования крупных отелей уже реализуется 75 проектов на 20,1 тыс. номеров, скоро будут подведены итоги нового отбора, рассказали aif.ru в Минэкономразвития. Также одно из приоритетных направлений — создание точек притяжения — круглогодичных парков развлечений и аквапарков. Чтобы место под солнцем нашлось всем, в том числе путешественникам с невысокими доходами, правительству предстоит серьезная работа, заявил aif.ru вице-президент Общенационального союза индустрии гостеприимства (ОСИГ) Алексей Волков.
«Правительство оказывает отрасли беспрецедентные меры поддержки. Это льготное кредитование с субсидированной ставкой, государственное софинансирование в ключевых проектах, содействие в подключении отелей к инфраструктуре и налоговые льготы. После того, как будут введены в строй Каспийский кластер, Новая Анапа и остальные курорты проекта „Пять морей“, а также другие комплексы, в том числе в удаленных от столицы регионах, число мест для отдыха кратно увеличится», — уверен эксперт.
В России порядка 40 млн автомобилистов, но лишь около трети из них путешествует на своей машине из-за недостатка инфраструктуры. Поездки станут комфортнее, когда между крупными городами России достроят новые автодороги, такие как трасса Казань—Екатеринбург, и особенно в южном направлении в сторону Крыма и Кавказа. Заодно ими будут пользоваться люди, которые выбирают автобусные туры, отметил Волков. Важную роль в увеличении турпотока сыграют и межрегиональные маршруты, например, Тыва-Хакассия-Красноярск.
Решения и ответы
По словам Волкова, россияне, конечно же, не прочь отдохнуть — было бы на что посмотреть, а главное, за какие деньги. Сильно подорожавшие в последние годы зарубежные туры в обозримом будущем едва ли станут доступнее, поэтому качество внутреннего туризма должно удовлетворять и простых, и искушенных путешественников.
«Все больше людей будут стремиться найти себе место для отдыха внутри страны. Там, где невозможно построить обычные отели, будут развиваться модульные, глэмпинг и кемпинг. Те, кому надоели пляжи, смогут посмотреть на северное сияние в Мурманске, полюбоваться на горы Алтая, Северного Кавказа, или на медведей в Кроноцком заповеднике. Будут развиваться сервисы, в том числе по схеме „все включено“. Турпоток станет всесезонным, потому что будет, чем заняться помимо купания, плюс особое внимание уделяется развитию горнолыжных курортов», — спрогнозировал эксперт.
Одним из следствий может стать рост престижа и оплаты труда в туриндустрии, где уже сегодня ощущается дефицит квалифицированных кадров, добавил Волков. «С инфраструктурой вопросы со временем мы решим, но удовольствие от отдыха — это не только место размещение, но и сервис. А это серьезный вызов», — подчеркнул он.
Основной поток россиян стремится на море, где число и качество существующих отелей сегодня не способно удовлетворить всех желающих, сказал в беседе с aif.ru вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Сергей Ромашкин. Повышенный спрос и теснота на пряжах делают отдых дорогим, и в итоге у людей остаются не самые лучшие впечатления.
«Для решения этой проблемы бизнес с помощью государства уже заложил крупные проекты, которые в близком будущем действительно смогут принимать десятки миллионов туристов ежегодно. Одна только Новая Анапа, когда ее достроят, сможет принимать по 2,5-3 млн человек, что означает рост турпотока в Краснодарский край сразу на 20%. Каспийское побережье незаслуженно забыто нашими людьми. На самом деле там огромный потенциал, и там можно организовать отличный отдых. Как и в Калининградской области и много где еще», — убежден эксперт.
Внутренний турпоток в России по итогам 2023 года вырос на 21% — до 78 млн человек, превысив доковидный уровень на 4%. Дальнейший рост до 140 млн человек к 2030 году — вполне посильная задача, ведь для этого отрасли нужно каждый год принимать всего лишь на 10-12% больше людей, подсчитал Ромашкин. Это можно сделать, если выдерживать темпы запуска новых мест размещения. Если этого не делать, то повышенный спрос приведет к росту цен.
Впечатления и находки
Один из способов разгрузить популярные пляжи и культурно-исторические центры — прививать россиянам вкус к горнолыжным курортам и заповедникам. Вместо обычных отелей, которые там зачастую строить нельзя ради заботы об экологии, годится глэмпинг. Такой отдых создает особенно сильные впечатления от близости к природе.
Глэмпинг — это легкие строения, объединяющие в себе комфорт гостиничного номера с возможностью отдыха в уникальных локациях, например, в национальных парках. К тому же и собираются они очень быстро, тогда как крупные капитальные здания возводятся три-четыре года. По программе поддержки строительства модульных гостиниц уже введено около 4 тысяч номеров, поддержано более 630 проектов на 14 тысяч номеров, сообщили aif.ru в Минэке. Также бизнес может получить на такой проект правительственный грант.
«Обычно глэмпинг собирается из готовых модулей, причем за считанные недели. Зачастую они необычного вида, с прозрачными стенами или крышей. Например, за северным сиянием можно наблюдать, лежа на кровати. Это яркие эмоции, они дорогого стоят. Мы можем наладить туристический трафик в таких локациях, куда обычные отели никогда не доберутся. А по красоте наша страна не уступает ни одной другой в мире», — пояснила aif.ru президент Ассоциации глэмпингов Жанна Кира.
При этом не следует путать глэмпинг с советской турбазой. Возможно, туалета с душем прямо в номере там и не будет (для них предусмотрен отдельный модуль), но что касается питания и сервиса — здесь качество может быть как в пятизвездочном отеле и даже лучше, подчеркнула Жанна Кира. Чтобы потребителю было легче подобрать себе подходящий вариант, в России создается отдельная система оценки глэмпингов, сообщила она.
Горнолыжные курорты тоже борются со стереотипами, рассказала замглавы Ассоциации горнолыжных комплексов, территорий и сервиса Светлана Данилина. Они давно перестали быть точкой сбора спортсменов и превратились в места отдыха для всей семьи.
«У нас есть, где кататься в России, особенно на Кавказе, мы видим рост спроса. Но наши курорты не только горнолыжные, они круглогодичные, там есть и другие виды досуга, от экскурсий до спа и аквапарков. И чтобы стало в два раза больше катающихся, не обязательно делать в два раза больше курортов. Они могут расширяться внутри самих себя, Минэкономразвития как раз готовит законопроект о лесных землях, который позволит увеличить количество горнолыжных трасс. Расширение предложения должно сделать цены доступнее», — сказала она.
Важную роль в повышении доступности отдыха в России играет субсидирование государством пассажирского транспорта, особенно авиасообщения, отметил Ромашкин. Ведь даже если Минэк решит задачу нарастить предложение, то есть в регионах откроется много хороших и недорогих отелей, людям еще надо будет туда на чем-то добраться.
«Понятно, что поездки в Сочи летом субсидировать не обязательно, там и так желающие найдутся. А вот в Архангельскую область или на Дальний Восток — обязательно нужно, иначе очень немногие люди смогут позволить себе такое путешествие», — заключил вице-президент АТОР.