Продление М-12 на восток до Екатеринбурга и Тюмени, а также строительство новой дороги вдоль Черноморского побережья Кавказа нужны для реализации планов глобального развития России, сообщил aif.ru руководитель аналитического центра Общероссийской общественной организации «Водители России» Павел Локтюшин.
Трасса М-12 в перспективе пройдет через всю страну, заявил в ходе послания к Федеральному Собранию президент Владимир Путин. Ближайшие планы такие: в этом году довести магистраль до Екатеринбурга, а в 2025 году — до Тюмени. Кроме того, глава государства поручил правительству представить схему финансирования строительства трассы «Джугба-Сочи». По словам вице-премьера Марата Хуснуллина, эта дорога будет готова к 2029 году.
Восточный фронт
«Сейчас самые нужные стране транспортные коридоры: Запад-Восток и Юг, — считает Локтюшин. — По ним идет больше всего перевозок, работают порты Дальнего Востока и Черного моря, вся логистика автотранспорта направлена на развитие внутреннего рынка и эти тенденции будут только нарастать».
Полноценная магистраль из Центра страны на Дальний Восток важна как защита от транспортной блокады, добавил эксперт. По ее уже действующему участку от Москвы до Казани, по данным ГК «Автодор», за два месяца с начала ее открытия из одного конца в другой уже проехали больше 4 млн машин. Это при том что в конце января почти на неделю движение по трассе было ограничено из-за снежных заносов.
Полная длина будущей высокоскоростной дороги от Петербурга до Владивостока составит 12 тыс. км. Пока что доступны 1,5 тыс. км этой трассы: часть маршрута пройдет по М-11, затем — Московский скоростной диаметр и М-12. По расчетам, время в пути составит 15 часов 30 минут. Альтернативный вариант маршрута через Вологду, Шарью и Йошкар-Олу при той же дистанции потребует на пять часов больше времени.
Кавказский узел
«По известным причинам на Черноморском побережье Кавказа стабильно работает только аэропорт в Адлере, хотя бы из-за этого новая трасса вдоль побережья крайне необходима уже сейчас, — продолжил Локтюшин. — Идет постоянная отгрузка зерна в порты Черного моря, а это — огромный поток автотранспорта. Тут и пассажирские перевозки, и грузовые. И все это — по старой трассе, которую еще и периодически приходится перекрывать из-за оползней. Новая дублирующая дорога здесь очень нужна».
Проработать схему финансирования строительства новой дороги Джугба — Сочи предстоит правительству. Для ее создания надо использовать и государственные, и частные деньги, уверен Локтюшин. Это позволит построить больше съездов, тем самым упростив жизнь водителям и пассажирам.
«Когда строили дороги Москва — Казань или „Таврия“, там такой смешанный механизм финансирования не применяли, — напоминает эксперт. — Из-за этого на них большое расстояние между съездами, если проскочил поворот, есть места, где развернуться сможешь только через сотню километров. Применять такой подход для трассы между Джугбой и Сочи вряд ли целесообразно. Но построить каждый съезд стоит дорого, эти расходы как раз могут взять на себя частные инвесторы».
Активное строительство курортов и жилья вдоль побережья Черного моря еще больше увеличит поток машин, добавляет Локтюшин. Инвесторы и застройщики будут заинтересованы в том, чтобы к их объектам было проще съехать с новой трассы.
Задача на 10 минут
Сократить время таможенного контроля автотранспорта при пересечении границ до 10 минут — еще одна задача, поставленная перед правительством главой государства в ходе послания Федеральному Собранию. Сейчас на это по нормативу положено 19 минут, по факту прохождения границы может растягиваться на несколько часов, констатировал президент.
«Для проверки машины, регулярно участвующей в приграничных перевозках, везущей опломбированный груз, больше 10 минут и не надо, — уверен Локтюшин. — Сверил документы, убедился в целостности пломбы — и все. Другое дело, если есть необходимость контролировать груз, сверять номера агрегатов машины с указанными в документах. Тут процедуры могут растянуться на долгое время. Сейчас все грузовики стоят в единой очереди, из-за этого время прохождения границы для всех затягивается. Надо просто развести потоки».
Сокращение времени прохождения грузовиками границы особенно важно для ритмичной работы транспортного коридора «Север — Юг». Он обеспечит международную торговлю России со странами Ближнего Востока и Азии. В перспективе «бесшовные» железные дороги протянутся от портов на севере России до Индийского океана, отметил Путин. Пока же до 2030 года пропускная способность железных дорог, ведущих к портам Азовского и Черного морей, вырастет до 210 млн тонн в год. Сейчас она составляет с 173 млн тонн в год.