Легенда отечественного фигурного катания Валентин Писеев ушел из жизни в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в Федерации фигурного катания на коньках России.
«Знал и любил»
«Валентин Николаевич был предан фигурному катанию, жил им, не мыслил себя без этой работы», — говорится в некрологе, опубликованном на сайте ФФККР.
Знаменитый тренер Татьяна Тарасова в беседе с изданием «Спорт-Экспресс» сказала: «Он долгие годы руководил Федерацией. При нем у нас были очень большие победы. Он знал и любил фигурное катание. Еще любил своих друзей. Знал, любил и развивал фигурное катание».
Коллега Тарасовой по цеху Алексей Мишин отметил: «Валентин был человеком, портрет которого нельзя написать только одним цветом. Но факт остается фактом: он был наиболее яркой фигурой советского фигурного катания».
Фраза «человек-эпоха» в приложении к Писееву не служит преувеличением, а отражает действительность.
Все начиналось со стадиона юных пионеров
Валентин Писеев родился страшной осенью 1941 года в подмосковном Волоколамске, и, как все дети фронтовой эпохи, вырос в суровых спартанских условиях, закаливших его характер и волю.
Когда после войны семья переехала в Москву, юный Валя полюбил ходить кататься на коньках на легендарный Стадион юных пионеров, откуда многие начинали путь в большой спорт. Там на него обратил внимание тренер, предложивший Вале прийти на занятия в школу фигурного катания.
Вскоре Писеев стал одним из воспитанников Татьяны Толмачевой — одной из основательниц отечественной школы фигурного катания. Правда, Валентин не стал лучшим воспитанником, он рано закончил карьеру спортсмена из-за травмы. Однако Толмачева разглядела в нем способности тренера и организатора, и после института физкультуры он вернулся на Стадион юных пионеров, или СЮП, уже в качестве наставника.
Вскоре он стал старшим тренером сборной Москвы, но в молодом человеке видели способного спортивного чиновника. В 24 года Валентин Писеев стал главой Всесоюзной судейской коллегии и членом президиума Федерации фигурного катания.
Нас не сломать
Когда он начинал свою карьеру, советское фигурное катание делало лишь первые успехи. Писеев быстро понял, что успехи спортсменов возможны лишь тогда, когда им гарантирован крепкий тыл. Ему приходилось работать с сильными мира сего как в стране, так и за рубежом. Дома Писеев убеждал, что вложения в фигурное катание окупятся с лихвой, а в международных организациях из кожи вон лез, чтобы наших не зажимали.
Прорыв советских спортсменов в 1970-х годах радовал, мягко говоря, не всех. Глава Международного союза конькобежцев мечтал о поражении Ирины Родниной, выступавшей в паре с Александром Зайцевым. Писеев, входивший в судейские коллегии на чемпионатах мира и Олимпийских играх, не допускал любых попыток «засуживать» советских спортсменов. В 1977 году это вылилось в громкий скандал — арбитров из СССР дисквалифицировали на год, обвинив их в предвзятости.
Но времена были другие, и влияние Советского Союза было достаточным, чтобы довольно быстро свести эту атаку на нет. Сам же Писеев стал членом технического комитета Межународного союза конькобежцев, как шутил он сам, вместо дисквалификации пошел на повышение.
Золотая эпоха
Главой Федерации фигурного катания СССР он стал только в 1989 году, но к тому времени Писеев почти два десятка лет был главным человеком в советском фигурном катании. Больше того, с начала 1980-х он курировал конькобежный спорт, санный спорт и бобслей.
Но больше всего он, конечно, преуспел в фигурном катании. После распада СССР Писеев не только удержал на плаву российскую школу фигурного катания, но и вывел ее на максимальный уровень.
В 1999 году на чемпионате мира в Хельсинки произошло невиданное доселе событие — россияне забрали все четыре золотые медали из четырех возможных.
В 2010 году покинув пост главы Федерации, Писеев стал ее гендиректором. На домашней Олимпиаде в Сочи Аделина Сотникова стала первой россиянкой, выигравшей золото Игр в женском одиночном разряде.
«Задача решена»
Осенью того же года, уходя на пост Почетного президента Федерации, Писеев заметил: «Хочу сказать, что 47 лет, начиная с 1967 года и по 2014 год, я находился во главе или рядом с отечественным фигурным катанием. Долгое время я возглавлял Федерацию фигурного катания СССР и Российской федерации. И если кто помнит, то на прошлой конференции я задал риторический вопрос: чего еще мы не добились в жизни? Не добились только одного — у нас не было олимпийской чемпионки в женском одиночном катании. Наконец, в Сочи эта задача, которая стояла перед отечественным фигурным катанием, была решена».
За полувековую «эру Писеева» отечественные спортсмены выиграли всё, что можно. Из робких дебютантов русские фигуристы превратились в законодателей мировой моды.
Дело, которому отдал все до конца
Он никогда не был добреньким, и очень многие в фигурном катании считали его жестоким. Если Писеев считал, что тот или иной тренер или спортсмен не может обеспечить нужный результат, он прощался с ними без излишних сантиментов. Те, кто знал босса отечественного катания близко, говорили, что он бы убежден — без «ежовых рукавиц» и железной дисциплины победная система, выстраивавшаяся десятилетиями, рухнет. Разумеется, тем, кто попадал под каток его «Красной машины», происходящее не казалось правильным и справедливым.
Казалось бы, что еще нужно? Писеев все доказал результатами. Но и после 2014 года он продолжал работать с регионами, занимаясь насущными вопросами. Даже будучи тяжело больным, появлялся на прокатах юных фигуристов, следя за будущим спорта, которому посвятил всю жизнь.
Таких, как он, называют фанатиками своего дела. И даже те, кому приходилось с ним нелегко, сегодня отдают ему последнюю дань уважения. Валентин Николаевич Писеев это заслужил.