В следующем году заселяться в гостиницы можно будет по водительскому удостоверению, загранпаспорту и электронной форме паспорта в ЕПГУ. Минэконоразвития доработало проектпостановления, расширяющий перечень документов, по которым можно попасть в отель. Подробности — в материале «Известий».
В Правила предоставления гостиничных услуг будут внесены изменения, согласно которым договор гостиницы с потребителем может быть заключен на основании не только паспорта, но и этих удостоверений. «Предлагаемые изменения необходимы в целях упрощения процедуры заселения в гостиницу для потребителей, а также процедуры регистрационного учета граждан Российской Федерации за счет расширения перечня документов, которые могут быть ими предъявлены для удостоверения своей личности, а также возможности предъявления таких сведений в электронной форме», — говорится в пояснительной записке к документу. Ожидается, что новые правила вступят в силу 1 июля этого года.
Аэропорт вместо гостиницы
О расширении перечня говорили уже давно. Однако еще в июне загранпаспорта в перечне не было.
— У паспорта есть много альтернатив для этого, начиная с водительского удостоверения и заканчивая предъявлением QR-кода из «Госуслуг». В правительстве, очевидно, понимают это, поэтому поддерживают нашу идею, — сообщил тогда «Известиям» вице-спикер Госдумы Борис Чернышов. Правда, он предлагал заселять и на основании пенсионного свидетельства в формате электронного свидетельства и пластиковой карты. Эту идею в правительстве не поддержали.
С просьбой заселять в гостиницы по загранпаспорту обращались и авиакомпании.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков
— Мера очень долгожданная и очень нужная. Российский внутренний паспорт за границей не нужен, и зачастую опытные путешественники рекомендуют его с собой даже не брать — пользы никакой, а риск потерять или испортить имеется, — говорит Светлана Демидова, путешественница, тревел-журналист. — Но бывает, что рейс, которым вы должны лететь за границу, отменен или отложен, или вы опоздали на стыковку из-за задержавшегося рейса, и ближайшую ночь вам нужно где-то провести. Авиакомпания может вам предоставить отель, но заселить в него вас могут только по российскому паспорту. И это единственная деталь, которая заставляла вас брать паспорт с собой — подстраховка на случай переноса рейса. Заселение в отель по другим документам избавит путешественников от этой проблемы.
Кстати, в этом году уже были случаи, когда авиакомпания не смогла заселить туристов из-за отсутствия у них с собой российского документа. Им пришлось 10 часов ожидать вылета в аэропорту.
Без паспорта — нелегальным арендодателям
С водительскими правами также возможны разные варианты. Например, поехал человек в соседний город без намерения оставаться на ночь, но автомобиль сломался, на починку нужно время, а паспорта с собой нет, соответственно, в гостиницу не пустят.
— У меня был случай, когда, проехав несколько сотен километров на мотоцикле, я только на ресепшн гостиницы поняла, что паспорт остался дома. Возвращаться было бы тяжеловато, да и погода портилась. К счастью, в отеле пошли навстречу и заселили без этого документа. Каким образом — не знаю, возможно, нарушив закон, — вспоминает путешественница Яна Бушуева.
Эксперты согласны с необходимостью расширения перечня.
Фото: РИА Новости/Александр Сухов
— Считаю, что данные изменения положительно скажутся как на потребителях, так и на гостиничном бизнесе. К примеру, гражданин может отправиться в дальнее путешествие, забыть паспорт дома и вспомнить лишь при заселении. Отель откажет, — комментирует ведущий юрист Европейской юридической службы Дмитрий Безделин. — В итоге путешественнику придется искать нелегальных арендодателей, а гостиница упускает выгоду и ждет новых гостей.
Кроме того, по словам юриста, от новых правил выигрывает и государство, так как отели, гостиницы, как правило, исправно платят налоги, а вот нелегальные арендодатели обычно нет. После нововведения ситуация кардинально изменится, так как потребителю достаточно будет лишь иметь под рукой смартфон и установленное приложение «Госуслуг».
Снижение административных барьеров — всегда плюс
— То, что менеджеры гостиниц смогут принять гостей на основании других документов, удостоверяющих личность, что сделает процесс регистрации более гибким и удобным, — комментирует основатель и управляющий партнер в компании по организации путешествий и мероприятий «Премьер Туризм» Камила Велибекова. — Такие изменения могут снизить стресс и затраты времени, связанные с заселением, особенно в непредвиденных обстоятельствах. Это также может улучшить имидж гостиничного бизнеса и увеличить степень удовлетворенности клиентов.
Отельеры также выступают за расширение перечня документов.
— Мое мнение, и мнение всех моих знакомых отельеров: никаких проблем в этом нововведении мы не видим. Если государство разрешит, отельеры спокойно смогут заселять людей по правам, загранпаспорту. Тем более сейчас многие добираются с пересадками. Это актуальная тема, — говорит председатель экспертного совета Ассоциации отельеров АМОС (Сочи) Дмитрий Богданов. — Снижение административных барьеров — это всегда большой плюс.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко
Другое дело, по его словам, что очень важно это сопровождать грамотной информацией, то есть рассказывать, объяснять, чтобы отельеры, и туристы понимали, что государство делает, как оно это делает и почему считает это важным.
В целом, по его словам, нововведения, которые смягчают действующие правила, если это негативно не влияет на какую-либо из сторон, можно только приветствовать.
Число броней и цена ошибки
Исполнительный директор Независимого гостиничного альянса Андрей Михайлец отметил и плюсы нововведения, и возможные сложности его внедрения. Так, по его словам, вырастет число спонтанных бронирований и бронирований в последний момент, тем более многие люди не привыкли лишний раз носить с собой паспорт, его можно потерять, испортить. Он привел в пример страны, где такого документа вообще нет, а есть единый ID, носить с собой пластиковую карточку проще, чем бумажный документ.
С другой стороны, особенно в первое время отельерам будет сложнее, возможны и финансовые потери.
— Передача данных российских граждан в МВД — довольно щекотливый момент. Штрафы за ошибки при регистрации гостя — 250–800 тыс. рублей — несоразмерны с реальным ущербом, которые отельеры этим могут принести государству, — отмечает Андрей Михайлец. — При этом интерфейс по передаче данных, прямая интеграция отел либо работа через оператора, не всегда корректно работает. В первое время возможно увеличение числа ошибок.
Фото: ТАСС/Артем Коротаев
Сами эти интерфейсы придется серьезно дорабатывать. Ведь в правах, загранпаспорте нет данных, например, о месте постоянной регистрации человека.
— Главное в этой инициативе — мнение МВД и их техническая возможность доработать информационные базы для сопоставления данных ВУ с паспортом для целей регистрационного учета. То же самое касается и загранпаспорта, в котором отсутствует место регистрации гражданина, соответственно, невозможно определить его место жительства, — подчеркивает вице-президент РСТ, генеральный директор юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов.
Главная задача — идентифицировать личность
Кстати, с этим есть еще одна проблема для отелей. Адвокат Олег Матюнин, управляющий партнер адвокатского бюро города Москвы «Матюнины и партнеры» напоминает, что главная задача при заселении — идентифицировать личность. Все перечисленные документы позволяют это сделать, то есть выйти в конечном счете на паспортные данные постояльца, однако такую задачу легче решить государственным органам, чем частным гостиницам.
Определенный риск, по его словам, есть. Например, если будет предъявлен аннулированный, утративший силу или выданный на другое лицо документ.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
— Тогда, конечно, возникнут вопросы. Зачем это делается? Срочный, горящий запрос на идентификацию появляется прежде всего вследствие происшествий: когда, например, гости причиняют ущерб другим гостям и самой гостинице, совершают преступления и попадают в розыск. Предъявление недействительных или подложных документов может затруднять защиту нарушенных прав и возмещение убытков, — поясняет эксперт.
Кроме того, Андрей Михайлец напомнил, что в случае нанесения ущерба гостинице она должна подавать в суд на гостя по адресу его места жительства, сделать это, имея паспортные данные постояльца, проще.
Но, по словам экспертов, эти проблемы — решаемые, а времени на подготовку достаточно.