Комик на пару с Ришаром. Жерар Депардьё и его карьера в СССР

10 месяцы назад 624

27.12.2023 00:01

Примерное время чтения: 7 минут

6

Сюжет Легендарные актеры и режиссеры кино

Сейчас французского актера Жерара Депардьё лучше всего помнят по полученному 10 лет назад российскому гражданству – в 2013-м ему вручили паспорт РФ и выделили квартиру в Саранске. С тех пор, правда, Депардьё совершенно не остепенился — о нем ходили самые разные слухи, а на своей родине он и вовсе периодически привлекался к суду по самым разным поводам. Недавно он и вовсе почти попал под каток «культуры отмены» — одна из бывших коллег обвинила его в домогательствах на съемочной площадке, совершенных еще в начале 1980-х; из-за этого у Депардьё могут отнять орден Почетного легиона — оказывается, он стал недостоин высокой награды. 

Секрет популярности Депардьё у россиян прост — это наследство советского кинопроката. Но любопытно, что ни один из фильмов с его участием в годы СССР так и не смог стать хитом наших кинотеатров — и это не мешало зрителям хорошо знать фактурного актера, которого все считали самым натуральным комиком. 

Жерар Депардьё в 1976 году.

Жерар Депардьё в 1976 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Он вам не комик 

На самом деле Жерар Депардьё комиком не был. Он родился 27 декабря 1948 года в городе Шатору в центральной Франции. Нежеланный ребенок, в детстве он был предоставлен самому себе. Подростком он был участником настоящей банды, его не арестовали только из-за возраста, но на учете в полиции он состоял. Актером он тоже решил стать самостоятельно, хотя и случайно — как-то оказался в театральном кружке, послушал похвалу преподавателя и отправился на курсы известного педагога Жана-Лорана Коше. Почти сразу Депардьё попал в кино, поначалу играл в проходных телефильмах, как и положено новичку. Ну а прославился в 1974-м — после главной роли в фильме Бертрана Блие «Вальсирующие», которая как раз и была комедией, хоть и криминально-эротической. А вот дальше фильмография Депардьё начала пополняться сплошными драмами. Собственно, его и считали именно драматическим актером, который может воплотить на экране разные характеры. А он сам много позже признавался, что особо не выбирает роли — играет, что дают, главное, чтобы работа приносила удовольствие. Ну и деньги, разумеется — только этим можно объяснить огромное число фильмов, в которых он появился (их насчитывается около двухсот).

Французское нашествие на СССР

Европейского кино в СССР было много, и в памяти народной оставались многие представители Франции. В свое время настоящий фурор произвела трилогия про Фантомаса (третью часть даже пришлось чуть ли не запрещать) и пародии на мушкетеров от комик-группы «Шарло», комедии с Луи де Фюнесом и Адриано Челентано, приключенческие драмы с Жан-Полем Бельмондо и Аленом Делоном. Остальным звездам приходилось довольствоваться вторыми ролями. Например, хорошо знакомый нам Пьер Ришар советских зрителей покорил далеко не сразу, а звездой (по меркам СССР) вообще стал лишь в 1985-м, когда «Игрушку» показали по телевидению. Но его хотя бы знали, да и фильмы про «высокого блондина» показывали вполне заманчивые результаты. А вот у Жерара Депардьё долгое время отношения с Советским Союзом не складывались.

Неизвестный актер с Запада

Впервые с Депардьё советские зрители познакомились в 1975-м, но вряд ли тогда им удалось оценить его игру. Звездами драмы «Двое в городе» были Делон и Жан Габен, а молодой актер играл роль третьего плана; фильм был снят за два года до советского проката. Через два года в СССР привезли еще одну картину, где Депардьё было немного — «Семь смертей по рецепту» (у нас его назвали «В сетях мафии»). В 1980-м вышли «Собаки в городе» и «Мой американский дядюшка» — и прошли почти незамеченными... Ну а «распробовали» Депардьё в СССР именно как комика — после комедии Клода Зиди «Инспектор-разиня», где пару уже набравшему массу актеру составил известный комик Колюш. Что забавно — советские прокатчики, кажется, особо на этот фильм не рассчитывали, но его наработка на копию была почти такой же, как у «Спортлото-82» Леонида Гайдая.

В восьмидесятые Депардьё вообще у нас примелькался — но тоже не в одиночку и также благодаря комедиям. На этот раз его партнером был Пьер Ришар, а режиссером трилогии, в которую входили «Невезучие», «Папаши» и «Беглецы», — Франсис Вебер, сценарист «Блондинов...» и постановщик «Игрушки». По некоторым данным, «Невезучих» в 1983-м посмотрели 30 млн зрителей — в том году это могло считаться серьезным успехом. Но вот последующие части популярностью особой не пользовались — времена менялись, началось засилье американского кино, с которым французские комедии с «взрослым» рейтингом (зрители старше 16) конкурировать не могли.

После СССР

Впрочем, и тех зрителей, которые посмотрели трилогию о беглецах (и «Инспектора-разиню», конечно) вполне хватило, чтобы Депардьё остался вполне узнаваемым актером на постсоветском пространстве. Ему прощали даже то, что он отошел от комедий и снимался в каких-то очень серьезных фильмах. Впрочем, и среди них попадались большие и запоминающиеся работы — «1492: Завоевание рая» Ридли Скотта или цикл про этих героев комиксов Астерикса и Обеликса. В принципе, будь Депардьё музыкантом — он бы наверняка был постоянным участником какой-нибудь «Дискотеки 80-х». Но он был актером — и поэтому, к примеру, появлялся в одном из эпизодов «Убойной силы» или играл Сталина и Распутина.

Жерар Депардьё и Владимир Путин в Сочи 5 января 2013 года.

Жерар Депардьё и Владимир Путин в Сочи 5 января 2013 года. Фото: Commons.wikimedia.org/ Kremlin.ru,

В фильмографии Депардьё есть и один забавный момент. В 2003 году он снова снялся у Вебера в комедии, сюжет которой похож на фильм 1981 года «Невезучие». В нашем прокате новую картину назвали точно так же, но это лишь особенности локализации. В оригинале эти фильмы называются по-разному («Приманка» и «Замолчи»), а у Депардьё в них совершенно противоположные роли. В паре с Ришаром он был мужественным и сильным, а вот в дуэте с Жаном Рено — наоборот, незадачливым и слабым. Но он действительно мог быть и таким, и таким — ему было все равно, кого играть.

Французское настроение. Жерар Депардье и Фанни Ардан побывали на Байкале

Во время поездки на Байкал Депардье и Ардан посетили туристический поселок Листвянка, а также увидили красоты Кругобайкальской железной дороги.

Во время поездки на Байкал Депардье и Ардан посетили туристический поселок Листвянка, а также увидили красоты Кругобайкальской железной дороги. © Из личного архива / Евгений Евтюхов

Денис Мацуев сопоровождал гостей.

«Сибирь я видел в фильме Михалкова «Сибирский цирюльник», и конечно, моей мечтой было сюда приехать и увидеть всё своими глазами».

«Сибирь я видел в фильме Михалкова «Сибирский цирюльник», и конечно, моей мечтой было сюда приехать и увидеть всё своими глазами». © Из личного архива / Евгений Евтюхов

«Каждый из нас мечтал о Сибири в детстве и придумывал себе, как она выглядит. Красота, которую я здесь увидел, превосходит всё, что я мог себе придумать - красоты этих лесов, озера Байкал».

«Каждый из нас мечтал о Сибири в детстве и придумывал себе, как она выглядит. Красота, которую я здесь увидел, превосходит всё, что я мог себе придумать - красоты этих лесов, озера Байкал». © Из личного архива / Евгений Евтюхов

«Я чествую Дениса Мацуева, потому что он привозит сюда музыкантов со всего мира, «перемешивает» здесь великих исполнителей и знакомит их друг с другом».

«Я чествую Дениса Мацуева, потому что он привозит сюда музыкантов со всего мира, «перемешивает» здесь великих исполнителей и знакомит их друг с другом». © Из личного архива / Евгений Евтюхов

«Мне кажется, что Сибирь – это сторона, в которой хорошо жить. Доказательство этому опыт  француза Сильвана Тессона, который жил в маленьком домике в сибирской тайге. И уж точно подумываю о том, чтобы приехать сюда на подольше».

«Мне кажется, что Сибирь – это сторона, в которой хорошо жить. Доказательство этому опыт француза Сильвана Тессона, который жил в маленьком домике в сибирской тайге. И уж точно подумываю о том, чтобы приехать сюда на подольше». © Из личного архива / Евгений Евтюхов

«Я росла на русской поэзии. Страстно любила стихи Мандельштама, Цветаевой. Я не раз говорила, что в прошлой жизни, кажется, была русской…»

«Я росла на русской поэзии. Страстно любила стихи Мандельштама, Цветаевой. Я не раз говорила, что в прошлой жизни, кажется, была русской…» © Из личного архива / Евгений Евтюхов

«Мне кажется, что Фанни Ардан вообще не существует. Я существую только в настоящем моменте. Но самое важное, что сегодня я здесь с Жераром в Иркутске, и должна вам признаться, что я вообще своей жизни без него не представляю».

«Мне кажется, что Фанни Ардан вообще не существует. Я существую только в настоящем моменте. Но самое важное, что сегодня я здесь с Жераром в Иркутске, и должна вам признаться, что я вообще своей жизни без него не представляю». © Из личного архива / Евгений Евтюхов

 сначала - долгое ожидание, а потом кульминация - нота «соль».

Спектакль, который сыграли актеры в Иркутске, называется «Музыка». По мнению Депардье он очень похож на то, о чём говорил Денис Мацуев, рассказывая о манере игры Рихтера: сначала - долгое ожидание, а потом кульминация - нота «соль». © Из личного архива / Евгений Евтюхов

 «Когда Денис нас пригласил, я поняла, что это самая лучшая для нас возможность увидеть Сибирь. Привезти сюда огромного французского автора – Маргарит Дюрас. Простую жизненную ситуацию – не нужно никаких декораций, большого приготовления. Просто несколько предметов мебели и просто слова и эмоции. Это правда, похоже на музыкальную партитуру».

Режиссером спектакля выступила сама Фанни Ардан: «Когда Денис нас пригласил, я поняла, что это самая лучшая для нас возможность увидеть Сибирь. Привезти сюда огромного французского автора – Маргарит Дюрас. Простую жизненную ситуацию – не нужно никаких декораций, большого приготовления. Просто несколько предметов мебели и просто слова и эмоции. Это правда, похоже на музыкальную партитуру». © Из личного архива / Евгений Евтюхов

Пьеса – почти музыкальное произведение, ведь любые отношения, любовь - это всегда музыка.

Пьеса – почти музыкальное произведение, ведь любые отношения, любовь - это всегда музыка. © Из личного архива / Евгений Евтюхов

Французское настроение. Жерар Депардье и Фанни Ардан побывали на Байкале

Во время поездки на Байкал Депардье и Ардан посетили туристический поселок Листвянка, а также увидили красоты Кругобайкальской железной дороги.

Во время поездки на Байкал Депардье и Ардан посетили туристический поселок Листвянка, а также увидили красоты Кругобайкальской железной дороги. © Из личного архива / Евгений Евтюхов

Денис Мацуев сопоровождал гостей.

«Сибирь я видел в фильме Михалкова «Сибирский цирюльник», и конечно, моей мечтой было сюда приехать и увидеть всё своими глазами».

«Сибирь я видел в фильме Михалкова «Сибирский цирюльник», и конечно, моей мечтой было сюда приехать и увидеть всё своими глазами». © Из личного архива / Евгений Евтюхов

«Каждый из нас мечтал о Сибири в детстве и придумывал себе, как она выглядит. Красота, которую я здесь увидел, превосходит всё, что я мог себе придумать - красоты этих лесов, озера Байкал».

«Каждый из нас мечтал о Сибири в детстве и придумывал себе, как она выглядит. Красота, которую я здесь увидел, превосходит всё, что я мог себе придумать - красоты этих лесов, озера Байкал». © Из личного архива / Евгений Евтюхов

«Я чествую Дениса Мацуева, потому что он привозит сюда музыкантов со всего мира, «перемешивает» здесь великих исполнителей и знакомит их друг с другом».

«Я чествую Дениса Мацуева, потому что он привозит сюда музыкантов со всего мира, «перемешивает» здесь великих исполнителей и знакомит их друг с другом». © Из личного архива / Евгений Евтюхов

«Мне кажется, что Сибирь – это сторона, в которой хорошо жить. Доказательство этому опыт  француза Сильвана Тессона, который жил в маленьком домике в сибирской тайге. И уж точно подумываю о том, чтобы приехать сюда на подольше».

«Мне кажется, что Сибирь – это сторона, в которой хорошо жить. Доказательство этому опыт француза Сильвана Тессона, который жил в маленьком домике в сибирской тайге. И уж точно подумываю о том, чтобы приехать сюда на подольше». © Из личного архива / Евгений Евтюхов

«Я росла на русской поэзии. Страстно любила стихи Мандельштама, Цветаевой. Я не раз говорила, что в прошлой жизни, кажется, была русской…»

«Я росла на русской поэзии. Страстно любила стихи Мандельштама, Цветаевой. Я не раз говорила, что в прошлой жизни, кажется, была русской…» © Из личного архива / Евгений Евтюхов

«Мне кажется, что Фанни Ардан вообще не существует. Я существую только в настоящем моменте. Но самое важное, что сегодня я здесь с Жераром в Иркутске, и должна вам признаться, что я вообще своей жизни без него не представляю».

«Мне кажется, что Фанни Ардан вообще не существует. Я существую только в настоящем моменте. Но самое важное, что сегодня я здесь с Жераром в Иркутске, и должна вам признаться, что я вообще своей жизни без него не представляю». © Из личного архива / Евгений Евтюхов

 сначала - долгое ожидание, а потом кульминация - нота «соль».

Спектакль, который сыграли актеры в Иркутске, называется «Музыка». По мнению Депардье он очень похож на то, о чём говорил Денис Мацуев, рассказывая о манере игры Рихтера: сначала - долгое ожидание, а потом кульминация - нота «соль». © Из личного архива / Евгений Евтюхов

 «Когда Денис нас пригласил, я поняла, что это самая лучшая для нас возможность увидеть Сибирь. Привезти сюда огромного французского автора – Маргарит Дюрас. Простую жизненную ситуацию – не нужно никаких декораций, большого приготовления. Просто несколько предметов мебели и просто слова и эмоции. Это правда, похоже на музыкальную партитуру».

Режиссером спектакля выступила сама Фанни Ардан: «Когда Денис нас пригласил, я поняла, что это самая лучшая для нас возможность увидеть Сибирь. Привезти сюда огромного французского автора – Маргарит Дюрас. Простую жизненную ситуацию – не нужно никаких декораций, большого приготовления. Просто несколько предметов мебели и просто слова и эмоции. Это правда, похоже на музыкальную партитуру». © Из личного архива / Евгений Евтюхов

Пьеса – почти музыкальное произведение, ведь любые отношения, любовь - это всегда музыка.

Пьеса – почти музыкальное произведение, ведь любые отношения, любовь - это всегда музыка. © Из личного архива / Евгений Евтюхов

Читать полностью на сайте (источник)